Портативное ретрорадио на пыльном чердачке

Архивы kolbasNIKa

Страницы: 1... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 77

АвторСообщение
kolbasNIC

4.12.2010

Кусочек базы по корпусам STKшек скинте пожалуста, я по микросхемам в таком же стиле продолжу....

Я могу всю скинуть, не жалко. Только она не подойдет, т.к. у STKшек другая специфика. Я по этой базе определял тип корпуса STKшки (по размерам).
По советским корпусам надо сделать простую Exelевскую табличку. В первой колонке, - "Типономинал": например, К174ХА1. Во второй колонке - Тип корпуса или "Корпус 1": например, 2103.16-9. В третьей колонке, - Другой тип корпуса или "Корпус 2", если он есть, конечно, и т.п. По идее один типономинал - один тип корпуса, но исключений довольно много. Я бы сначала задался для других типов корпуса: числом 10. Т.е. всего получается 12 столбцов. Ну и можно заполнять. Очень важно не делать никаких структурных усложнений, т.е. не вставлять подзаголовки в строки, не объединять ячейки ни по вертикали, ни по горизонтали, иначе будет невозможно делать сортировки, которые очень упрощают введение больших кусков материала. Просто вставляете новый материал в указанном формате в любое место таблицы и даете команду отсортировать. А большие куски материала легко скачиваются из Интернета, слегка правятся в Ворде и вливаются в общую таблицу, потом назначаешь влитому материалу какой либо цвет и сортируешь. После сортировки одинаковые строки встают рядом друг с другом, и если одна из них окрашена ее легко увидеть и удалить. Просмотрев всю таблицу и удалив лишнее, убирают все цвета и можно вливать новый материал. Таким способом таблица строится очень быстро и без пропусков.

Вот заголовки столбцов из таблицы по STK
File F Form Pin # LF Step L H D h
Ну, явно не подойдет такая форма для наших корпусов.

Клапауций

4.12.2010

145ИК1901/1911:

Ты, надеюсь, не в претензии будешь? я их немного переконвертировал и объединил в один pdf, для желающих, покомпактнее получилось (1,63 мб получилось)
Если что - сотру
http://ifolder.ru/20614008
mretro

6.12.2010

145ИК1901/1911:

А почему в названии файла 1906/1911???
Клапауций

6.12.2010

А почему в названии файла...

"- А почему "Ы"?? - Чтоб никто не догадался!" (с) "Операция "Ы" и другие приключения shurik'а"

/меланхолически/ что уж мне, и опечататься нельзя что ли...
Клапауций

7.12.2010

Скоро сказка сказывается...
Надо крышку отпаять и убедиться, что это рамка закорочена, а не разварено проволочками на одну площадку кристалла. Лучше сделать фото.

Ну, как смог. 1ЛБ064 унутре:



В общем, странно. Два вывода из боковых разварены, два нет. При этом все они коротятся со своими "нормальными" соседями, по длинным сторонам.

Я чего-то не понимаю. Если они коротятся рамкой - то на кой еще дополнительно приваривать проводники? а если коротятся проводниками, то этого быть не может, так как неподключенные выводы всё же контачат между собой...
http://i030.radikal.ru/1012/09/96d698aaef3a.jpg
http://i030.radikal.ru/1012/09/96d698aaef3at.jpg
kolbasNIC

7.12.2010

В общем, странно.

Спасибо, Клапа.
Действительно, неоднозначно как-то. Может неразваренная пара соединяется рамкой, а разваренная проволокой? Да и не понятно, где выводы соединяются. Если в зоне спая со стеклом, то мне кажется, что это должно механически ослаблять корпус. И зачем это все? Уму непостижимо. Требовать дальнейшего разрушения корпуса я не буду. Жалко, да и смысла не вижу спорить. В совке все было возможно.
Так что, похоже Рашит был прав.

Клапочка, опять фото художественное, наискось. Не жалеешь ты меня. Трудно такие обрабатывать.
Vandalik

7.12.2010

Вот набросок сделал по корпусам.... так нормально???
http://zalil.ru/30088880
kolbasNIC

7.12.2010

Вот набросок сделал по корпусам.... так нормально???
http://zalil.ru/30088880


Вполне.
Хорошее начало. Можно завести колонку типа "Примечания" и туда перенести все комментарии наподобие "сдвоенный". Так держать.
Клапауций

7.12.2010

Действительно, неоднозначно как-то. ...

Я тут вот еще что подумал. Судя по фото - у неё 8 и 14 нога ВООБЩЕ не подключены. Ведь выводов от крайних ног вообще нету, они утоплены в рамке. То есть к ним можно подключиться только с помощью боковых "отростков" (это если они внутри рамки закорочены между собой, как мы и предполагаем). Но - два боковых пятачка пустые.
А судя по схеме 1ЛБ064, у неё все выводы задействованы.

Хотя... она элемент 2И-НЕ, а такая же по схеме 1ЛБ062 - 3И-НЕ. То есть у ЛБ063/064 как раз эти два вывода должны быть пустые?

Ни у Горюнова, ни у Тарабрина, нет никаких замечаний про это...
Клапауций

7.12.2010

Клапочка, опять фото художественное, наискось. Не жалеешь ты меня. Трудно такие обрабатывать.

Ну, э... у меня свет падает практически вертикально. Если снимать ровно фас, то фотоаппарат затеняет... Попробую вывернуться как-нибудь, но не уверен что смогу.
kolbasNIC

7.12.2010

Трижды прочитал твой пост. Ничего не понял. У меня от этих корпусов с боковыми выводами уже мигрени. Мозг как будто пленкой покрыт. Буквы проходят, а смысл нет. Попозже еще раз перечитаю.
kolbasNIC

7.12.2010

у меня свет падает практически вертикально

Странный ты какой-то. Ты считаешь, что у меня свет снизу идет? Точно также, как у всех, сверху, т.е. вертикально. Давно бы уж искривил световые лучи под нужным углом. Все тебе надо разжевать.
Клапауций

7.12.2010

Трижды прочитал твой пост. Ничего не понял.

Э, да. Понос мысли получился. Точнее, даже смесь двух поносов. Что пониманию не способствует.

Попробую попонятнее.

Итак, ветка первая.
В этом корпусе к крайним выводам, которые "нормальные", по длинным сторонам, т.е. 1, 7, 8 и 14 в стандартной нумерации, напрямую подключиться невозможно. Пятачков от них внутри корпуса нет, развариваться некуда. Надо полагать, они утоплены в рамке.
Возможно идут прямо до боковых отростков, но это уже мои предположения.
То есть единственный вариант подключиться к этим ногам - только через боковые отростки.

Ветка вторая.
Во всех справочниках, в которых приведена принципиальная схема 1ЛБ064 (Горюнов 1972 и 1977 года и Тарабрин 1977) у неё задействованы ВСЕ ноги. В том числе и выводы 8 и 14.
Но на фото явно видно, что они не подключены.
Вероятно, так оно и есть - 1ЛБ063/1ЛБ064 это элементы 2И-НЕ, а такие же (судя по тем же справочникам) 1ЛБ061/1ЛБ062 - 3И-НЕ. То есть, один вход не задействован, видимо отбраковка.
Но нигде об этом не говорится...

Это к вопросу об отечественных справочниках...
kolbasNIC

7.12.2010

Пятачков от них внутри корпуса нет, развариваться некуда.

Вот она, ключевая фраза. Ты на фото посмотри. Там просто физически нет возможности сделать боковые выводы. Т.е. это не боковые выводы, а их имитация! Просто отростки от 1, 7, 8, и 14. Рашит прав на все 100%.
коллекционер

7.12.2010
Уважаемый kolbasNIC, а у Вас случайно не найдется информации по корпусам от микросхем???? Микросхема такая-то, выполнена в корпусе №*** и чертежик к ней????
Вообще интересует вся информация про разработку корпусов от радиодеталей, -"из чего же, из чего же, из чего же"......сделаны наши детальки ???? (Без всяких содержаний по драгам...)

Есть такой Дейтоновский каталог:"Каталог корпусов интегральных микросхем". Там приведена информация по корпусам, рекомендуемым для применения, но только по металлокерамическим и металлостеклянным. Как там представлена информация можно посмотреть по этой ссылке:http://155la3.ru/datafiles/1832_korpus.pdf.
Vandalik

7.12.2010

Уважаемый kolbasNIC, а у Вас случайно не найдется информации по корпусам от микросхем???? Микросхема такая-то, выполнена в корпусе №*** и чертежик к ней????
Вообще интересует вся информация про разработку корпусов от радиодеталей, -"из чего же, из чего же, из чего же"......сделаны наши детальки ???? (Без всяких содержаний по драгам...)

Есть такой Дейтоновский каталог:"Каталог корпусов интегральных микросхем". Там приведена информация по корпусам, рекомендуемым для применения, но только по металлокерамическим и металлостеклянным. Как там представлена информация можно посмотреть по этой ссылке:http://155la3.ru/datafiles/1832_korpus.pdf.

Ошибка 404
Запрашиваемая страница на сайте отсутствует
А Клапа не в курсе что-ли что у него такая страница есть????
коллекционер

7.12.2010
Попробуйте ввести адрес без http.
Клапауций

7.12.2010

В курсе, в курсе...
Запрашиваемая страница на сайте отсутствует

Э, как так отсутствует, зачем такие обидные слова говоришь, дорогой?
kolbasNIC

7.12.2010

У меня есть полная версия Дейтоновского каталога по корпусам за 1999 год. Здоровый такой альбом с чертежами. Еще есть каталог 1993 года с корпусами по п/п. Это книжечка поменьше. Есть отсканированные содержания обеих каталогов, но сами каталоги я не сканировал (только частично, когда надо для чего-нибудь) и пока даже не планирую, т.к. очередь на сканирование еще очень большая. Я не успел написать, но поступили Дейтоновские каталоги за 1986 год - три тома и несколько дополнений (не помню сколько, а книги уже отдал в работу), за 1990 - два тома и два дополнения. Последние вряд ли буду сканировать в полном объеме, т.к. в них практически отсутствуют графические материалы. Жду каталог 1975 года. Едет ко мне по почте. Намекните, если нужны содержания каталогов с чертежами, - брошу на мыло.
коллекционер

7.12.2010
Старый Дейтоновский каталог по корпусам у меня есть в бумажном виде. Но отсканировать его смогу только после Нового года. Если есть терпение подождите. Отсканирую обязательно.
Vandalik

7.12.2010

Вот так получается зайти: http://155la3.ru/datafiles/
только потом по остатку строки найти нужный файл...
Vandalik

8.12.2010

Старый Дейтоновский каталог по корпусам у меня есть в бумажном виде. Но отсканировать его смогу только после Нового года. Если есть терпение подождите. Отсканирую обязательно.

Ждем!!!!!!!!!
Vandalik

8.12.2010


Вполне.
Хорошее начало. Можно завести колонку типа "Примечания" и туда перенести все комментарии наподобие "сдвоенный". Так держать.

Дальше все намного медленнее будет, все "в ручную" придеться делать, а не копировать......так что быстрых результатов не ждите...., а там еще и Дейтоновский каталог листать....
Клапауций

11.12.2010

Т.е. это не боковые выводы, а их имитация!

Вот, для сравнения решил вскрыть поздний вариант того же корпуса (106ЛБ1)
http://i007.radikal.ru/1012/6b/009d7106e17c.jpg
http://i007.radikal.ru/1012/6b/009d7106e17ct.jpg
kolbasNIC

12.12.2010

Вот, для сравнения решил вскрыть поздний вариант того же корпуса (106ЛБ1)

Спасибо, Клапа, но такое я видел много раз.
Давай сменим пластинку.
Вот цитата с интересными цифрами из "готовящейся книги “Зеленоград в воспоминаниях”".

"В 1970 г. в стране было выпущено 3,6 млн. интегральных схем 69 серий: 30 серий были гибридными (толстопленочными и тонкопленочными), 7 серий — полупроводниковые по технологии “металл-окисел-полупроводник” (МОП), 32 серии — полупроводниковые на основе p-n перехода и с диэлектрической изоляцией. НИИМЭ с Заводом “Микрон”, руководимые директором К. А. Валиевым и главным инженеров А. Р. Назарьяном, создали базовую технологию для массового производства цифровых и линейных схем, которую можно было передавать на другие предприятия для освоения. Разработчики и технологи НИИТТ и завода “Ангстрем” развернули широкомасштабную работу по созданию гибридных ИС на толстых и тонких пленках и разработали документацию, необходимую для их выпуска на других заводах. Предприятие выпускало корпусов для различных типов ИС (в том числе корпус “Схема-66” для массового производства полупроводниковых ИС). Эти работы возглавляли В. С. Сергеев и А. К. Катман, а воплощали в жизнь В. П. Демин — директор и Э. Ф. Бенуа — гл. инженер завода “Ангстрем”. Завод к этому времени выпускал 109 типономиналов гибридных ИС, институт разработал основные принципы технологии и схемотехники больших гибридных интегральных схем (БГИС) на многослойной керамической подложке. Готовилась программа работ по развитию производства БГИС. Серия К-224 толстопленочных гибридных ИС стала основой для выпуска черно-белых и цветных телевизоров и радиоприемников."
kolbasNIC

12.12.2010

Добиваю серию 536. Осталось немного. Проклятый 536ИР2 не дается. Выяснил, что эта дрянь применялась в интерфейсе И19 для Электроники 60. Может у кого есть схема. В журнале МПСС тоже кое-что про этот интерфейс публиковалось. Но как назло нужных номеров у меня нет. Пишу сюда без особой надежды. Вдруг...
kolbasNIC

12.12.2010

Поневоле поверишь во что-нибудь. Только написал сюда про интерфейс И19, так он тут же нашелся. Просто чудо.
Оказалось цоколевка 536ИР2 почти полностью совпадает с аналогом, только у корпуса ИР2 - 22 ноги, а у 3341 - 16 ног. Поэтому у ИР2 ноги 10, 11, 12, 13, 21, 22 не задействованы, только питание +5 В наши мудрилы зачем-то перекинули с 21 на 1 ногу. Все теперь про ИР2 известно, даже корпус удалось вычислить: 2108.22-1
Vandalik

12.12.2010

Я правильно понял, что "Схема-66" - это корпус для 224 серии, который такой убогий, пластиковый прямоугольничек...???
kolbasNIC

12.12.2010

Я правильно понял, что "Схема-66" - это корпус для 224 серии, который такой убогий, пластиковый прямоугольничек...???

Не уверен, уважаемый Vandalik. Там написано для "полупроводниковых ИС". Нет особых оснований считать серию 224 полупроводниковее других. Я вообще не упомню, чтобы слово "полупроводниковые" встречалось в контексте с серией 224. Да и название "Схема-66" намекает на 1966 год. Тоже рановато для серии 224. Но мне тоже очень интересно, что подразумевается под "Схемой-66".
Наверное можно задать вопрос автору. Это Б.М. Малашевич.
kolbasNIC

13.12.2010

Закончил с 536 серий. В качестве примера привожу краткий материал по пресловутой 536ИР2:


http://s54.radikal.ru/i143/1012/07/a59b3b3f30d1.jpg
http://i002.radikal.ru/1012/7c/6faee0148a5a.jpg
http://s54.radikal.ru/i143/1012/07/a59b3b3f30d1t.jpg http://i002.radikal.ru/1012/7c/6faee0148a5at.jpg
Pedro

13.12.2010
Вах! Оказывается в 536 серии был ФИФО.
Однако при Колесникове, для создании точной копии интерфейса и его воспроизвели.
Мы ждали, пока сделают 1002ИР1 вкупе с ХЛ1, КМОП и один источник +5Б.
Клапауций

13.12.2010

Закончил с 536 серий. В качестве примера привожу краткий материал по пресловутой 536ИР2:

Спасибо, это вот здорово.
Но, гм, там ошибки нет - тактовая под гигагерц?
kolbasNIC

14.12.2010

Спасибо, это вот здорово.
Но, гм, там ошибки нет - тактовая под гигагерц?

Конечно ошибка, это же p-МОП. Спасибо, Клапа. Не МГц, а кГц. Исправлю позже и заменю картинку.
kolbasNIC

14.12.2010

Очередная история.
Получил от одного из наших уважаемых форумчан «Каталог интегральных микросхем 1972-1973 Часть 1». Вроде ничего нового, очень похож на аналогичные, которые чуть постарше или чуть помоложе. Но там была и 120 серия. А в 120 серии нет материала только по одной микросхеме К1УЭ201. Не помню кто, по моему, Рашит, отрыл несколько месяцев назад упоминание об этом раритете в литературе. Поэтому я первым делом заглядываю в 120 серию каталога. Есть! К1УЭ201! Конечно, праздник. Радуюсь как ребенок. Еще раз спасибо тому, кто это прислал. Но стал подробно рассматривать и немного погрустнел. Очень мелкая и плохая схема это раз, совершенно другое функциональное назначение это два, нет структурной схемы, а только принципиальная это три. Ну, где наша не пропадала. Сначала решил попробовать восстановить схему Фотошопом. Проделал с ней все, что смог. Результат не очень. К1УЭ201:

Потом, думаю, дай попробую нарисовать логическую схему по принципиальной. Вроде схема несложная. Стал рисовать, а чтобы было проще, решил посмотреть на другие микросхемы 120 серии, для которых есть и принципиальная схема и логическая.
Подвернулась К1ЛЛ201:

Разглядываю принципиальную схему К1ЛЛ201 и вдруг понимаю, что никакого 2ИЛИ там нет, а есть отдельные инвертор (на одном транзисторе!) и повторитель.

Я заволновался. Что за черт. Полез в другие источники. Вот материал из «Каталога интегральных микросхем 1971-1972 часть 2»:

Тут тоже инвертор и повторитель, но именно их цоколевка не совпадает с предыдущей схемой.
http://s57.radikal.ru/i156/1012/17/abf0ea3200dd.jpg
http://s009.radikal.ru/i307/1012/cb/c0e1553a102c.jpg
http://i070.radikal.ru/1012/72/caaaa1198b8e.jpg
http://s56.radikal.ru/i151/1012/43/7c7069939cb6.jpg
http://s57.radikal.ru/i156/1012/17/abf0ea3200ddt.jpg http://s009.radikal.ru/i307/1012/cb/c0e1553a102ct.jpg http://i070.radikal.ru/1012/72/caaaa1198b8et.jpg http://s56.radikal.ru/i151/1012/43/7c7069939cb6t.jpg
kolbasNIC

14.12.2010

Стал копать дальше. Материал из «Каталога интегральных микросхем 1972-1973 часть 1»:

Тут уже та же самая цоколевка, как и на первой схеме с К1ЛЛ201. Во всех более поздних источниках схема та же и везде четко видно отдельные инвертор и повторитель. Так, что не знаю, что и думать. Я склонен оставить наиболее массовую цоколевку и инвертор с повторителем.
После такой «тренировки» нарисовать логическую схему К1УЭ201 было уже не сложно.

Но опять небольшой сюрприз. Объявленное функциональное назначение: «три повторителя, два инвертора», даже вроде правильное, но один из повторителей имеет и инверсный выход, так что вполне может считаться и инвертором. Тоже непонятно, как правильно написать в такой ситуации. И очень похожа эта схема на К1ЛП201. Все совпадает, только в К1ЛП201 нет спорного повторителя-инвертора. Невольно это наводит на размышления.
Только обидно, что К1УЭ201 оказалась не преобразователем уровня, как ожидалось, а жалким подобием К1ЛП201
http://s49.radikal.ru/i124/1012/8b/fc4f0f92327c.jpg
http://i037.radikal.ru/1012/a8/0dc29cc9c575.jpg
http://s49.radikal.ru/i124/1012/8b/fc4f0f92327ct.jpg http://i037.radikal.ru/1012/a8/0dc29cc9c575t.jpg
kolbasNIC

14.12.2010

Закрутился и совсем забыл поблагодарить уважаемого johnbul.
Спасибо огромное, Евгений. Бандероль получил. Дай Вам Бог всего чего хочется.
Клапауций

16.12.2010

Так, что не знаю, что и думать.

Да уж. Сломаешь голову тут...
kolbasNIC

21.12.2010

В декабрьском НК появилась интересная статейка. Мне кажется, что всем будет полезно прочитать.

Союз ТМА стал современным

В соответствии с программой полетов 8 октября к МКС отправился пилотируемый корабль «Союз ТМА-М». Это первая машина новой серии. Об особенностях корабля мы попросили рассказать первого заместителя генерального конструктора РКК «Энергия», главного конструкторa бортовых и наземных комплексов управления и систем Евгения Анатольевича Микрина.

- Евгений Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о работах над новой серией корабля «Союз ТМА».

- Следует начать с того, что основной целью является развитие научно-технического и производственного потенциала для создания перспективных российских транспортных кораблей. Опыт и результаты работ позволят сейчас и в будущем использовать их в процессе поиска и обоснования методических, технических и организационных решений при проектировании новых кораблей.
В то же время «Союз ТМА» новой серии стал современным пилотируемым космическим кораблем благодаря модернизации системы управления, в которой появилось бортовое аппаратное и программное обеспечение (ПО), отвечающее требованиям сегодняшнего этапа развития космонавтики. В основу обновленной системы управления положены комплексный подход, модульность и гибкость построения, большие возможности нового ПО. Это то, что делает корабль отвечающим не только существующему в космонавтике мировому техническому уровню, но и перспективе.

- Когда появилась идея создания корабля новой серии, какие этапы пришлось пройти?

- Идея возникла с запуском Служебного модуля «Звезда» - ключевого модуля российского сегмента МКС, после того как появился опыт разработки «цифровых» систем управления для российского сегмента станции.
Корабль «Союз» эксплуатируется больше 40 лет и продемонстрировал надежную и безопасную доставку экипажа на космические станции. Фактически это самый надежный в мире пилотируемый космический корабль. Он несколько раз модернизировался. Каждый раз расширялись его функциональные возможности, повышались надежность, безопасность и эффективность. При этапных изменениях менялось и название корабля. Это три модернизации «Союза»: «Союз Т», «Союз ТМ», «Союз ТМА». И вот 8 октября 2010 г. был запущен «Союз ТМА-М» - представитель новой серии третьей модернизации корабля. Вообще говоря, по объему и глубине изменений бортовой системы управления эту серию в полной мере можно называть четвертой модернизацией корабля типа «Союз».
Работы по этой модернизации условно делятся на три этапа. Первый - это создание базового корабля «Союз ТМА» (он полетел к МКС в 2002 г.). На нем были введены: компьютер управления спуском КС020-М, блок измерения линейных ускорений (БИЛУ) с шестиосным акселерометром, а также оборудованный компьютерами пульт космонавтов «Нептун-МЭ».
Следующий этап - создание грузового корабля «Прогресс М-М» новой серии с началом летных испытаний в 2008 г. Его бортовую вычислительную систему на основе ЦВМ «Аргон 16» сменила новая - современная, постоянно работающая в полете. В нее вошли ЦВМ101 и блоки устройств согласования БУС101-1 и БУС101-2. Новая вычислительная система разработана фирмой «Субмикрон» в Зеленограде. ЦВМ101 - троированный (как и «Аргон 16») современный компьютер с процессором RISC3081, что особенно важно для реализации сложных алгоритмов управления движением. На борту также была установлена новая цифровая телеметрическая система МБИТС.
Кроме того, в системе управления «грузовиком» одноосный троированный акселерометр был заменен на пятиосный БИПС-М с расположением осей по конусу, что позволяет повысить надежность прибора (обеспечить его работоспособность при одном и даже двух отказах), а также использовать измерительную информацию акселерометра по трем связанным осям корабля. Пока БИПС-М применяется только на «Прогрессах», но все равно это один из ключевых элементов новой системы управления с перспективой на будущее.
Заново было разработано программное обеспечение системы управления грузового корабля, которое прошло полный цикл моделирования и отработки. Замеренные на стендах ресурсы ЦВМ101, оставшиеся после выполнения работ по созданию и реализации ПО системы управления корабля «Прогресс М-01М» новой серии, составили около 60% по каждой позиции (память ПЗУ, ОЗУ, время работы программ на такте), что подтвердило возможность ее использования для кораблей «Союз ТМА» новой серии.
И, наконец, - третий этап (с использованием разработок предыдущих этапов): это «Союз ТМА-М». На нем появился модернизированный пульт «Нептун» с более современными вычислительными средствами, средствами отображения информации, новыми интерфейсами и программным обеспечением. Аппаратные средства пульта, правда, со старыми интерфейсами и ПО, прошли испытание в составе «Союза ТМА» в 2009 г.
Все компьютеры корабля - ЦВМ101, КС020-М и компьютеры пульта - объединяются в единую вычислительную сеть, в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК). После стыковки «Союза ТМА-М» к станции БЦВК интегрируется в бортовую вычислительную систему российского сегмента МКС.
Таким образом, вся информация, которая имеется на этом корабле, может попасть в систему управления станции для контроля и наоборот, В частности, это позволит оперативно изменять в БЦВК «Союза ТМА-М» навигационную информацию в случае необходимости выполнения срочного спуска корабля с экипажем на Землю; это удобно и для выполнения штатного спуска. Появляется сложная интегрированная система управления, которая позволяет на современном уровне управлять российским сегментом.
Ядром программного обеспечения бортового компьютера ЦВМ101 корабля «Союз ТМА-М» является соответствующее ПО корабля «Прогресс М-М». При разработке ПО системы управления пилотируемого корабля были введены новые алгоритмы и доработаны алгоритмы управления сближением и причаливанием, улучшены их настройки и устойчивость к нештатным ситуациям, что опять же повышает надежность. Уменьшились скорость стыковки и промахи при попадании в стыковочный узел. Соответственно снизились нагрузки на станцию, что важно для продления срока ее службы.

- Итак, повторите, пожалуйста, еще раз кратко (списком) изменения в «Союзе ТМА-М».

- Создана интегрированная система управления корабля, объединяющая в себя:
• центральный компьютер ЦВМ101, отвечающий за выполнение орбитальных операций;
• компьютер управления спуском КС020-М;
• новый пульт «Нептун»;
• телеметрическая система МБИТС;
• все интерфейсы, связывающие новые устройства;
• программное обеспечение БЦВК корабля.

- На сайте РКК «Энергия» указано: «уменьшена на 70 кг масса конструкции корабля». Это суммарный выигрыш массы, который обеспечили все внесенные изменения?

- Действительно, это суммарное уменьшение массы конструкции корабля, достигнутое за счет введения бортового компьютера ЦВМ101 и телеметрической системы МБИТС.

- Изменился ли свободный объем внутри спускаемого аппарата, а также масса спускаемого груза?

- Большая часть изменений в составе аппаратуры системы управления затронула приборно-агрегатный отсек. Следовательно, объем и масса спускаемого аппарата остались практически неизменными.

- Продолжительность автономного полета и полета в составе станции у корабля новой серии осталась прежней?

- Все осталось по-прежнему. Очень важно, что основные характеристики корабля новой серии сохранены, а функциональные возможности его системы управления существенно расширены.

Центральная вычислительная машина ЦВМ101

http://i012.radikal.ru/1012/ec/eb54ded26919.jpg
http://i012.radikal.ru/1012/ec/eb54ded26919t.jpg
kolbasNIC

21.12.2010

- Что касается элементной базы - она российского или иностранного производства?

- Конечно, хотелось бы, чтобы элементная база была российского производства. Мы работаем в этом направлении. Но в данном случае она и российская, и иностранная. Если взять вычислительную машину, например, то в устройствах сопряжения примерно 95% элементной базы из России и стран ближнего зарубежья - Белоруссии и Украины.
В самой ЦВМ101 и процессор, и память - зарубежного производителя, который обеспечивает сертификацию в соответствии с нашими требованиями. С 2011 г. приборы ЦВМ101 будут поставляться с отечественным процессором 1890ВМ1Т.

- В предыдущих версиях кораблей «Союз» серьезную роль в управлении играл бортинженер (левое кресло). А теперь командир сможет самостоятельно осуществлять все управление?

- Стратегия управления кораблем формировалась годами. За это время появился отработанный, надежный, зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны человеко-машинный интерфейс, где четко определены роли командира и бортинженера. Следует учесть и то, что мы проводим эволюционное совершенствование кораблей на фоне реализации текущей программы работ с МКС. Здесь изменение человеко-машинного взаимодействия, так же как и поддержание нескольких стратегий - управления вещь очень деликатная. И в этой серии кораблей «Союз ТМА» было принято Решение сохранить старый интерфейс управления для экипажа. Конечно, с введением нового пульта «Нептун» у космонавтов появились расширенные возможности. Следует отметить, что командир корабля Александр Калери и другие космонавты - сотрудники РКК «Энергия» фактически участвовали в разработке системы управления новым кораблем.

- С работой экипажа понятно, а что изменилось в работе ЦУПа?

- Обеспечивая работу современного«цифрового» борта, ЦУП разрабатывает новые средства управления и контроля (используя опыт работы с «цифровыми» системами управления на борту, например на российском сегменте станции). Уже на «Прогрессе М-М» были введены изменения в работу Центра управления. В частности, в его программное обеспечение: появились новые возможности по получению телеметрической информации для анализа, по ее обработке. На «Союзе ТМА-М» эти работы были продолжены. Это как раз тот случай, когда стало намного удобней работать как персоналу ЦУПа, так и разработчикам системы управления корабля.

- Система «Аргон» обладала серьезной помехоустойчивостью и надежностью. А как обеспечивается надежность новой компьютерной системы?

- В основу создания системы управления корабля положен системный подход, модульность построения, гибкость управления, большие возможности нового ПО. Вместе с тем при построении приборов ЦВМ101 и БУС101 сохранены принципы троирования и аппаратного мажоритирования, что, с учетом увеличения интеграции электронных компонентов и соответственно резкого снижения их количества, повышает надежность аппаратуры комплекса по сравнению с БЦВК на основе ЦВМ «Аргон». Новое ПО БЦВК корабля «Союз ТМА-М» прошло полный цикл моделирования режимов управления и отработки на стендах. Данные принципы вместе с последовательным эволюционным введением и отработкой новых компьютерных средств обеспечивают их надежную работу в контуре управления.
Все это позволило осуществить полет корабля «Союз ТМА-М» без предварительного беспилотного пуска.

Структурная схема СУД транспортного корабля «Союз ТМА-М»


- Какие особенности были при подготовке к пуску, а также во время автономного полета и стыковки?

- Особенности при подготовке, конечно, были. Ведь изменения затронули бортовую систему управления корабля, программное обеспечение ЦУПа, программу технической подготовки экипажа. Кроме того, все работы шли в ритме утвержденной программы полета МКС, в которой был уже предусмотрен старт «Союза ТМА-М». Тем не менее современное ПО позволило довольно легко с этими особенностями справляться. Даже если и были какие-то вопросы, они носили скорее методический характер и позволяли оперативно находить необходимые решения.
Корабль полетел вовремя, выполнил программу участка выведения, этапа орбитального полета к МКС и состыковался со станцией в автоматическом режиме. Это большой успех!

- Предполагается ли продолжить работы по совершенствованию «Союза ТМА»? Если да, то как и когда?

- Конечно, продолжение будет. Прежде всего, с введением на борту корабля «цифровой» системы управления появляются дополнительные возможности. Например, использование аппаратуры спутниковой навигации для измерения параметров орбиты. Сейчас, к сожалению, выводятся из эксплуатации наземные измерительные станции, которыми осуществлялся радиоконтроль орбиты. Поэтому такое нововведение - необходимость.
Кроме того, планируется заменить устаревшую радиоаппаратуру «Квант» на перспективную единую командную телеметрическую систему ЕКТС. Предварительно она пройдет отработку на PC МКС.
Для повышения надежности выполнения режима ручного управления и расширения диапазона его применения до нескольких километров предполагается ввести в состав системы управления космический лазерный спидометр-дальномер. Намечено также заменить элементную базу аппаратуры сближения «Курс» на более современную. Благодаря этому «Курс» станет легче. Будут разработаны алгоритмы управления этими новыми аппаратными средствами в составе программного обеспечения ЦВМ101.
Все эти изменения мы планируем ввести в течение примерно двух лет.

- Время от времени появляется информация о «лунном» «Союзе». Можно ли считать, что производство новой серии кораблей приблизит возможность облета Луны туристами?

- Для полетов к Луне, Марсу и другим объектам должны быть обеспечены необходимые условия. Нужна, например, новая мощная и эффективная ракета-носитель, нужен межорбитальный буксир с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса и электроракетной двигательной установкой (им сейчас занимаются), нужны директивные документы, кооперация предприятий и организаций, соответствующие финансовые и другие ресурсы. Когда условия будут созданы, можно будет говорить о том, в каком году состоится тот или иной полет.
И вообще, задача облета Луны уже решалась - зачем ее повторять? Просто облететь Луну? Просто покатать туриста? Нужно более глобально смотреть на это, рассматривать такие полеты серьезно - в рамках государственных или, возможно, международных программ.

- Когда-то ЕКА предлагало совместно разработать и построить российско-европейский корабль Crew Space Transportation System на основе «Союза». Чем закончились консультации по этому вопросу?

- Взаимодействие с ЕКА - сфера деятельности Роскосмоса. Сейчас, насколько известно из сообщений обоих агентств, переговоры между ними по этому вопросу не ведутся. Европейцы от этой совместной разработки, похоже, отказались, хотя мы и делали ATV вместе. Теперь они хотят сделать свой пилотируемый корабль на основе ATV. Между тем путь от беспилотного грузового корабля до пилотируемого - дистанция огромного размера. И пройти его будет непросто.



Подготовил А. Ильин
Новости космонавтики №12 2010
http://s003.radikal.ru/i204/1012/e7/afd40b31676b.jpg
http://i031.radikal.ru/1012/25/5fdcd66f287f.jpg
http://s003.radikal.ru/i204/1012/e7/afd40b31676bt.jpg http://i031.radikal.ru/1012/25/5fdcd66f287ft.jpg
Клапауций

21.12.2010

С 2011 г. приборы ЦВМ101 будут поставляться с отечественным процессором 1890ВМ1Т.
...
Подготовил А. Ильин
Новости космонавтики №12 2010

Гм. Странно. Если я не ошибаюсь, 1890ВМ1 - это что-то уже древнее. Попробую у Саши уточнить...
Ответить
Страницы: 1... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 77