Автор | Сообщение | ||
kolbasNIC 4.12.2010 |
Я могу всю скинуть, не жалко. Только она не подойдет, т.к. у STKшек другая специфика. Я по этой базе определял тип корпуса STKшки (по размерам). По советским корпусам надо сделать простую Exelевскую табличку. В первой колонке, - "Типономинал": например, К174ХА1. Во второй колонке - Тип корпуса или "Корпус 1": например, 2103.16-9. В третьей колонке, - Другой тип корпуса или "Корпус 2", если он есть, конечно, и т.п. По идее один типономинал - один тип корпуса, но исключений довольно много. Я бы сначала задался для других типов корпуса: числом 10. Т.е. всего получается 12 столбцов. Ну и можно заполнять. Очень важно не делать никаких структурных усложнений, т.е. не вставлять подзаголовки в строки, не объединять ячейки ни по вертикали, ни по горизонтали, иначе будет невозможно делать сортировки, которые очень упрощают введение больших кусков материала. Просто вставляете новый материал в указанном формате в любое место таблицы и даете команду отсортировать. А большие куски материала легко скачиваются из Интернета, слегка правятся в Ворде и вливаются в общую таблицу, потом назначаешь влитому материалу какой либо цвет и сортируешь. После сортировки одинаковые строки встают рядом друг с другом, и если одна из них окрашена ее легко увидеть и удалить. Просмотрев всю таблицу и удалив лишнее, убирают все цвета и можно вливать новый материал. Таким способом таблица строится очень быстро и без пропусков. Вот заголовки столбцов из таблицы по STK File F Form Pin # LF Step L H D h Ну, явно не подойдет такая форма для наших корпусов. | ||
Клапауций 4.12.2010 |
Ты, надеюсь, не в претензии будешь? я их немного переконвертировал и объединил в один pdf, для желающих, покомпактнее получилось (1,63 мб получилось) Если что - сотру http://ifolder.ru/20614008 | ||
mretro 6.12.2010 |
А почему в названии файла 1906/1911??? | ||
Клапауций 6.12.2010 |
"- А почему "Ы"?? - Чтоб никто не догадался!" (с) "Операция "Ы" и другие приключения shurik'а" /меланхолически/ что уж мне, и опечататься нельзя что ли... | ||
Клапауций 7.12.2010 |
Скоро сказка сказывается...
Ну, как смог. 1ЛБ064 унутре: В общем, странно. Два вывода из боковых разварены, два нет. При этом все они коротятся со своими "нормальными" соседями, по длинным сторонам. Я чего-то не понимаю. Если они коротятся рамкой - то на кой еще дополнительно приваривать проводники? а если коротятся проводниками, то этого быть не может, так как неподключенные выводы всё же контачат между собой... http://i030.radikal.ru/1012/09/96d698aaef3a.jpg http://i030.radikal.ru/1012/09/96d698aaef3at.jpg | ||
kolbasNIC 7.12.2010 |
Спасибо, Клапа. Действительно, неоднозначно как-то. Может неразваренная пара соединяется рамкой, а разваренная проволокой? Да и не понятно, где выводы соединяются. Если в зоне спая со стеклом, то мне кажется, что это должно механически ослаблять корпус. И зачем это все? Уму непостижимо. Требовать дальнейшего разрушения корпуса я не буду. Жалко, да и смысла не вижу спорить. В совке все было возможно. Так что, похоже Рашит был прав. Клапочка, опять фото художественное, наискось. Не жалеешь ты меня. Трудно такие обрабатывать. | ||
Vandalik 7.12.2010 |
Вот набросок сделал по корпусам.... так нормально??? http://zalil.ru/30088880 | ||
kolbasNIC 7.12.2010 |
Вполне. Хорошее начало. Можно завести колонку типа "Примечания" и туда перенести все комментарии наподобие "сдвоенный". Так держать. | ||
Клапауций 7.12.2010 |
Я тут вот еще что подумал. Судя по фото - у неё 8 и 14 нога ВООБЩЕ не подключены. Ведь выводов от крайних ног вообще нету, они утоплены в рамке. То есть к ним можно подключиться только с помощью боковых "отростков" (это если они внутри рамки закорочены между собой, как мы и предполагаем). Но - два боковых пятачка пустые. А судя по схеме 1ЛБ064, у неё все выводы задействованы. Хотя... она элемент 2И-НЕ, а такая же по схеме 1ЛБ062 - 3И-НЕ. То есть у ЛБ063/064 как раз эти два вывода должны быть пустые? Ни у Горюнова, ни у Тарабрина, нет никаких замечаний про это... | ||
Клапауций 7.12.2010 |
Ну, э... у меня свет падает практически вертикально. Если снимать ровно фас, то фотоаппарат затеняет... Попробую вывернуться как-нибудь, но не уверен что смогу. | ||
kolbasNIC 7.12.2010 | Трижды прочитал твой пост. Ничего не понял. У меня от этих корпусов с боковыми выводами уже мигрени. Мозг как будто пленкой покрыт. Буквы проходят, а смысл нет. Попозже еще раз перечитаю. | ||
kolbasNIC 7.12.2010 |
Странный ты какой-то. Ты считаешь, что у меня свет снизу идет? Точно также, как у всех, сверху, т.е. вертикально. Давно бы уж искривил световые лучи под нужным углом. Все тебе надо разжевать. | ||
Клапауций 7.12.2010 |
Э, да. Понос мысли получился. Точнее, даже смесь двух поносов. Что пониманию не способствует. Попробую попонятнее. Итак, ветка первая. В этом корпусе к крайним выводам, которые "нормальные", по длинным сторонам, т.е. 1, 7, 8 и 14 в стандартной нумерации, напрямую подключиться невозможно. Пятачков от них внутри корпуса нет, развариваться некуда. Надо полагать, они утоплены в рамке. Возможно идут прямо до боковых отростков, но это уже мои предположения. То есть единственный вариант подключиться к этим ногам - только через боковые отростки. Ветка вторая. Во всех справочниках, в которых приведена принципиальная схема 1ЛБ064 (Горюнов 1972 и 1977 года и Тарабрин 1977) у неё задействованы ВСЕ ноги. В том числе и выводы 8 и 14. Но на фото явно видно, что они не подключены. Вероятно, так оно и есть - 1ЛБ063/1ЛБ064 это элементы 2И-НЕ, а такие же (судя по тем же справочникам) 1ЛБ061/1ЛБ062 - 3И-НЕ. То есть, один вход не задействован, видимо отбраковка. Но нигде об этом не говорится... Это к вопросу об отечественных справочниках... | ||
kolbasNIC 7.12.2010 |
Вот она, ключевая фраза. Ты на фото посмотри. Там просто физически нет возможности сделать боковые выводы. Т.е. это не боковые выводы, а их имитация! Просто отростки от 1, 7, 8, и 14. Рашит прав на все 100%. | ||
коллекционер 7.12.2010 |
Есть такой Дейтоновский каталог:"Каталог корпусов интегральных микросхем". Там приведена информация по корпусам, рекомендуемым для применения, но только по металлокерамическим и металлостеклянным. Как там представлена информация можно посмотреть по этой ссылке:http://155la3.ru/datafiles/1832_korpus.pdf. | ||
Vandalik 7.12.2010 |
Ошибка 404 Запрашиваемая страница на сайте отсутствует А Клапа не в курсе что-ли что у него такая страница есть???? | ||
коллекционер 7.12.2010 | Попробуйте ввести адрес без http. | ||
Клапауций 7.12.2010 |
В курсе, в курсе...
Э, как так отсутствует, зачем такие обидные слова говоришь, дорогой? | ||
kolbasNIC 7.12.2010 |
У меня есть полная версия Дейтоновского каталога по корпусам за 1999 год. Здоровый такой альбом с чертежами. Еще есть каталог 1993 года с корпусами по п/п. Это книжечка поменьше. Есть отсканированные содержания обеих каталогов, но сами каталоги я не сканировал (только частично, когда надо для чего-нибудь) и пока даже не планирую, т.к. очередь на сканирование еще очень большая. Я не успел написать, но поступили Дейтоновские каталоги за 1986 год - три тома и несколько дополнений (не помню сколько, а книги уже отдал в работу), за 1990 - два тома и два дополнения. Последние вряд ли буду сканировать в полном объеме, т.к. в них практически отсутствуют графические материалы. Жду каталог 1975 года. Едет ко мне по почте. Намекните, если нужны содержания каталогов с чертежами, - брошу на мыло. | ||
коллекционер 7.12.2010 | Старый Дейтоновский каталог по корпусам у меня есть в бумажном виде. Но отсканировать его смогу только после Нового года. Если есть терпение подождите. Отсканирую обязательно. | ||
Vandalik 7.12.2010 |
Вот так получается зайти: http://155la3.ru/datafiles/ только потом по остатку строки найти нужный файл... | ||
Vandalik 8.12.2010 |
Ждем!!!!!!!!! | ||
Vandalik 8.12.2010 |
Дальше все намного медленнее будет, все "в ручную" придеться делать, а не копировать......так что быстрых результатов не ждите...., а там еще и Дейтоновский каталог листать.... | ||
Клапауций 11.12.2010 |
Вот, для сравнения решил вскрыть поздний вариант того же корпуса (106ЛБ1) http://i007.radikal.ru/1012/6b/009d7106e17c.jpg http://i007.radikal.ru/1012/6b/009d7106e17ct.jpg | ||
kolbasNIC 12.12.2010 |
Спасибо, Клапа, но такое я видел много раз. Давай сменим пластинку. Вот цитата с интересными цифрами из "готовящейся книги “Зеленоград в воспоминаниях”". "В 1970 г. в стране было выпущено 3,6 млн. интегральных схем 69 серий: 30 серий были гибридными (толстопленочными и тонкопленочными), 7 серий — полупроводниковые по технологии “металл-окисел-полупроводник” (МОП), 32 серии — полупроводниковые на основе p-n перехода и с диэлектрической изоляцией. НИИМЭ с Заводом “Микрон”, руководимые директором К. А. Валиевым и главным инженеров А. Р. Назарьяном, создали базовую технологию для массового производства цифровых и линейных схем, которую можно было передавать на другие предприятия для освоения. Разработчики и технологи НИИТТ и завода “Ангстрем” развернули широкомасштабную работу по созданию гибридных ИС на толстых и тонких пленках и разработали документацию, необходимую для их выпуска на других заводах. Предприятие выпускало корпусов для различных типов ИС (в том числе корпус “Схема-66” для массового производства полупроводниковых ИС). Эти работы возглавляли В. С. Сергеев и А. К. Катман, а воплощали в жизнь В. П. Демин — директор и Э. Ф. Бенуа — гл. инженер завода “Ангстрем”. Завод к этому времени выпускал 109 типономиналов гибридных ИС, институт разработал основные принципы технологии и схемотехники больших гибридных интегральных схем (БГИС) на многослойной керамической подложке. Готовилась программа работ по развитию производства БГИС. Серия К-224 толстопленочных гибридных ИС стала основой для выпуска черно-белых и цветных телевизоров и радиоприемников." | ||
kolbasNIC 12.12.2010 | Добиваю серию 536. Осталось немного. Проклятый 536ИР2 не дается. Выяснил, что эта дрянь применялась в интерфейсе И19 для Электроники 60. Может у кого есть схема. В журнале МПСС тоже кое-что про этот интерфейс публиковалось. Но как назло нужных номеров у меня нет. Пишу сюда без особой надежды. Вдруг... | ||
kolbasNIC 12.12.2010 |
Поневоле поверишь во что-нибудь. Только написал сюда про интерфейс И19, так он тут же нашелся. Просто чудо. Оказалось цоколевка 536ИР2 почти полностью совпадает с аналогом, только у корпуса ИР2 - 22 ноги, а у 3341 - 16 ног. Поэтому у ИР2 ноги 10, 11, 12, 13, 21, 22 не задействованы, только питание +5 В наши мудрилы зачем-то перекинули с 21 на 1 ногу. Все теперь про ИР2 известно, даже корпус удалось вычислить: 2108.22-1 | ||
Vandalik 12.12.2010 | Я правильно понял, что "Схема-66" - это корпус для 224 серии, который такой убогий, пластиковый прямоугольничек...??? | ||
kolbasNIC 12.12.2010 |
Не уверен, уважаемый Vandalik. Там написано для "полупроводниковых ИС". Нет особых оснований считать серию 224 полупроводниковее других. Я вообще не упомню, чтобы слово "полупроводниковые" встречалось в контексте с серией 224. Да и название "Схема-66" намекает на 1966 год. Тоже рановато для серии 224. Но мне тоже очень интересно, что подразумевается под "Схемой-66". Наверное можно задать вопрос автору. Это Б.М. Малашевич. | ||
kolbasNIC 13.12.2010 |
Закончил с 536 серий. В качестве примера привожу краткий материал по пресловутой 536ИР2: http://s54.radikal.ru/i143/1012/07/a59b3b3f30d1.jpg http://i002.radikal.ru/1012/7c/6faee0148a5a.jpg http://s54.radikal.ru/i143/1012/07/a59b3b3f30d1t.jpg http://i002.radikal.ru/1012/7c/6faee0148a5at.jpg | ||
Pedro 13.12.2010 |
Вах! Оказывается в 536 серии был ФИФО. Однако при Колесникове, для создании точной копии интерфейса и его воспроизвели. Мы ждали, пока сделают 1002ИР1 вкупе с ХЛ1, КМОП и один источник +5Б. | ||
Клапауций 13.12.2010 |
Спасибо, это вот здорово. Но, гм, там ошибки нет - тактовая под гигагерц? | ||
kolbasNIC 14.12.2010 |
Конечно ошибка, это же p-МОП. Спасибо, Клапа. Не МГц, а кГц. Исправлю позже и заменю картинку. | ||
kolbasNIC 14.12.2010 |
Очередная история. Получил от одного из наших уважаемых форумчан «Каталог интегральных микросхем 1972-1973 Часть 1». Вроде ничего нового, очень похож на аналогичные, которые чуть постарше или чуть помоложе. Но там была и 120 серия. А в 120 серии нет материала только по одной микросхеме К1УЭ201. Не помню кто, по моему, Рашит, отрыл несколько месяцев назад упоминание об этом раритете в литературе. Поэтому я первым делом заглядываю в 120 серию каталога. Есть! К1УЭ201! Конечно, праздник. Радуюсь как ребенок. Еще раз спасибо тому, кто это прислал. Но стал подробно рассматривать и немного погрустнел. Очень мелкая и плохая схема это раз, совершенно другое функциональное назначение это два, нет структурной схемы, а только принципиальная это три. Ну, где наша не пропадала. Сначала решил попробовать восстановить схему Фотошопом. Проделал с ней все, что смог. Результат не очень. К1УЭ201: Потом, думаю, дай попробую нарисовать логическую схему по принципиальной. Вроде схема несложная. Стал рисовать, а чтобы было проще, решил посмотреть на другие микросхемы 120 серии, для которых есть и принципиальная схема и логическая. Подвернулась К1ЛЛ201: Разглядываю принципиальную схему К1ЛЛ201 и вдруг понимаю, что никакого 2ИЛИ там нет, а есть отдельные инвертор (на одном транзисторе!) и повторитель. Я заволновался. Что за черт. Полез в другие источники. Вот материал из «Каталога интегральных микросхем 1971-1972 часть 2»: Тут тоже инвертор и повторитель, но именно их цоколевка не совпадает с предыдущей схемой. http://s57.radikal.ru/i156/1012/17/abf0ea3200dd.jpg http://s009.radikal.ru/i307/1012/cb/c0e1553a102c.jpg http://i070.radikal.ru/1012/72/caaaa1198b8e.jpg http://s56.radikal.ru/i151/1012/43/7c7069939cb6.jpg http://s57.radikal.ru/i156/1012/17/abf0ea3200ddt.jpg http://s009.radikal.ru/i307/1012/cb/c0e1553a102ct.jpg http://i070.radikal.ru/1012/72/caaaa1198b8et.jpg http://s56.radikal.ru/i151/1012/43/7c7069939cb6t.jpg | ||
kolbasNIC 14.12.2010 |
Стал копать дальше. Материал из «Каталога интегральных микросхем 1972-1973 часть 1»: Тут уже та же самая цоколевка, как и на первой схеме с К1ЛЛ201. Во всех более поздних источниках схема та же и везде четко видно отдельные инвертор и повторитель. Так, что не знаю, что и думать. Я склонен оставить наиболее массовую цоколевку и инвертор с повторителем. После такой «тренировки» нарисовать логическую схему К1УЭ201 было уже не сложно. Но опять небольшой сюрприз. Объявленное функциональное назначение: «три повторителя, два инвертора», даже вроде правильное, но один из повторителей имеет и инверсный выход, так что вполне может считаться и инвертором. Тоже непонятно, как правильно написать в такой ситуации. И очень похожа эта схема на К1ЛП201. Все совпадает, только в К1ЛП201 нет спорного повторителя-инвертора. Невольно это наводит на размышления. Только обидно, что К1УЭ201 оказалась не преобразователем уровня, как ожидалось, а жалким подобием К1ЛП201 http://s49.radikal.ru/i124/1012/8b/fc4f0f92327c.jpg http://i037.radikal.ru/1012/a8/0dc29cc9c575.jpg http://s49.radikal.ru/i124/1012/8b/fc4f0f92327ct.jpg http://i037.radikal.ru/1012/a8/0dc29cc9c575t.jpg | ||
kolbasNIC 14.12.2010 |
Закрутился и совсем забыл поблагодарить уважаемого johnbul. Спасибо огромное, Евгений. Бандероль получил. Дай Вам Бог всего чего хочется. | ||
Клапауций 16.12.2010 |
Да уж. Сломаешь голову тут... | ||
kolbasNIC 21.12.2010 |
В декабрьском НК появилась интересная статейка. Мне кажется, что всем будет полезно прочитать. Союз ТМА стал современным В соответствии с программой полетов 8 октября к МКС отправился пилотируемый корабль «Союз ТМА-М». Это первая машина новой серии. Об особенностях корабля мы попросили рассказать первого заместителя генерального конструктора РКК «Энергия», главного конструкторa бортовых и наземных комплексов управления и систем Евгения Анатольевича Микрина. - Евгений Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о работах над новой серией корабля «Союз ТМА». - Следует начать с того, что основной целью является развитие научно-технического и производственного потенциала для создания перспективных российских транспортных кораблей. Опыт и результаты работ позволят сейчас и в будущем использовать их в процессе поиска и обоснования методических, технических и организационных решений при проектировании новых кораблей. В то же время «Союз ТМА» новой серии стал современным пилотируемым космическим кораблем благодаря модернизации системы управления, в которой появилось бортовое аппаратное и программное обеспечение (ПО), отвечающее требованиям сегодняшнего этапа развития космонавтики. В основу обновленной системы управления положены комплексный подход, модульность и гибкость построения, большие возможности нового ПО. Это то, что делает корабль отвечающим не только существующему в космонавтике мировому техническому уровню, но и перспективе. - Когда появилась идея создания корабля новой серии, какие этапы пришлось пройти? - Идея возникла с запуском Служебного модуля «Звезда» - ключевого модуля российского сегмента МКС, после того как появился опыт разработки «цифровых» систем управления для российского сегмента станции. Корабль «Союз» эксплуатируется больше 40 лет и продемонстрировал надежную и безопасную доставку экипажа на космические станции. Фактически это самый надежный в мире пилотируемый космический корабль. Он несколько раз модернизировался. Каждый раз расширялись его функциональные возможности, повышались надежность, безопасность и эффективность. При этапных изменениях менялось и название корабля. Это три модернизации «Союза»: «Союз Т», «Союз ТМ», «Союз ТМА». И вот 8 октября 2010 г. был запущен «Союз ТМА-М» - представитель новой серии третьей модернизации корабля. Вообще говоря, по объему и глубине изменений бортовой системы управления эту серию в полной мере можно называть четвертой модернизацией корабля типа «Союз». Работы по этой модернизации условно делятся на три этапа. Первый - это создание базового корабля «Союз ТМА» (он полетел к МКС в 2002 г.). На нем были введены: компьютер управления спуском КС020-М, блок измерения линейных ускорений (БИЛУ) с шестиосным акселерометром, а также оборудованный компьютерами пульт космонавтов «Нептун-МЭ». Следующий этап - создание грузового корабля «Прогресс М-М» новой серии с началом летных испытаний в 2008 г. Его бортовую вычислительную систему на основе ЦВМ «Аргон 16» сменила новая - современная, постоянно работающая в полете. В нее вошли ЦВМ101 и блоки устройств согласования БУС101-1 и БУС101-2. Новая вычислительная система разработана фирмой «Субмикрон» в Зеленограде. ЦВМ101 - троированный (как и «Аргон 16») современный компьютер с процессором RISC3081, что особенно важно для реализации сложных алгоритмов управления движением. На борту также была установлена новая цифровая телеметрическая система МБИТС. Кроме того, в системе управления «грузовиком» одноосный троированный акселерометр был заменен на пятиосный БИПС-М с расположением осей по конусу, что позволяет повысить надежность прибора (обеспечить его работоспособность при одном и даже двух отказах), а также использовать измерительную информацию акселерометра по трем связанным осям корабля. Пока БИПС-М применяется только на «Прогрессах», но все равно это один из ключевых элементов новой системы управления с перспективой на будущее. Заново было разработано программное обеспечение системы управления грузового корабля, которое прошло полный цикл моделирования и отработки. Замеренные на стендах ресурсы ЦВМ101, оставшиеся после выполнения работ по созданию и реализации ПО системы управления корабля «Прогресс М-01М» новой серии, составили около 60% по каждой позиции (память ПЗУ, ОЗУ, время работы программ на такте), что подтвердило возможность ее использования для кораблей «Союз ТМА» новой серии. И, наконец, - третий этап (с использованием разработок предыдущих этапов): это «Союз ТМА-М». На нем появился модернизированный пульт «Нептун» с более современными вычислительными средствами, средствами отображения информации, новыми интерфейсами и программным обеспечением. Аппаратные средства пульта, правда, со старыми интерфейсами и ПО, прошли испытание в составе «Союза ТМА» в 2009 г. Все компьютеры корабля - ЦВМ101, КС020-М и компьютеры пульта - объединяются в единую вычислительную сеть, в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК). После стыковки «Союза ТМА-М» к станции БЦВК интегрируется в бортовую вычислительную систему российского сегмента МКС. Таким образом, вся информация, которая имеется на этом корабле, может попасть в систему управления станции для контроля и наоборот, В частности, это позволит оперативно изменять в БЦВК «Союза ТМА-М» навигационную информацию в случае необходимости выполнения срочного спуска корабля с экипажем на Землю; это удобно и для выполнения штатного спуска. Появляется сложная интегрированная система управления, которая позволяет на современном уровне управлять российским сегментом. Ядром программного обеспечения бортового компьютера ЦВМ101 корабля «Союз ТМА-М» является соответствующее ПО корабля «Прогресс М-М». При разработке ПО системы управления пилотируемого корабля были введены новые алгоритмы и доработаны алгоритмы управления сближением и причаливанием, улучшены их настройки и устойчивость к нештатным ситуациям, что опять же повышает надежность. Уменьшились скорость стыковки и промахи при попадании в стыковочный узел. Соответственно снизились нагрузки на станцию, что важно для продления срока ее службы. - Итак, повторите, пожалуйста, еще раз кратко (списком) изменения в «Союзе ТМА-М». - Создана интегрированная система управления корабля, объединяющая в себя: • центральный компьютер ЦВМ101, отвечающий за выполнение орбитальных операций; • компьютер управления спуском КС020-М; • новый пульт «Нептун»; • телеметрическая система МБИТС; • все интерфейсы, связывающие новые устройства; • программное обеспечение БЦВК корабля. - На сайте РКК «Энергия» указано: «уменьшена на 70 кг масса конструкции корабля». Это суммарный выигрыш массы, который обеспечили все внесенные изменения? - Действительно, это суммарное уменьшение массы конструкции корабля, достигнутое за счет введения бортового компьютера ЦВМ101 и телеметрической системы МБИТС. - Изменился ли свободный объем внутри спускаемого аппарата, а также масса спускаемого груза? - Большая часть изменений в составе аппаратуры системы управления затронула приборно-агрегатный отсек. Следовательно, объем и масса спускаемого аппарата остались практически неизменными. - Продолжительность автономного полета и полета в составе станции у корабля новой серии осталась прежней? - Все осталось по-прежнему. Очень важно, что основные характеристики корабля новой серии сохранены, а функциональные возможности его системы управления существенно расширены. Центральная вычислительная машина ЦВМ101 http://i012.radikal.ru/1012/ec/eb54ded26919.jpg http://i012.radikal.ru/1012/ec/eb54ded26919t.jpg | ||
kolbasNIC 21.12.2010 |
- Что касается элементной базы - она российского или иностранного производства? - Конечно, хотелось бы, чтобы элементная база была российского производства. Мы работаем в этом направлении. Но в данном случае она и российская, и иностранная. Если взять вычислительную машину, например, то в устройствах сопряжения примерно 95% элементной базы из России и стран ближнего зарубежья - Белоруссии и Украины. В самой ЦВМ101 и процессор, и память - зарубежного производителя, который обеспечивает сертификацию в соответствии с нашими требованиями. С 2011 г. приборы ЦВМ101 будут поставляться с отечественным процессором 1890ВМ1Т. - В предыдущих версиях кораблей «Союз» серьезную роль в управлении играл бортинженер (левое кресло). А теперь командир сможет самостоятельно осуществлять все управление? - Стратегия управления кораблем формировалась годами. За это время появился отработанный, надежный, зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны человеко-машинный интерфейс, где четко определены роли командира и бортинженера. Следует учесть и то, что мы проводим эволюционное совершенствование кораблей на фоне реализации текущей программы работ с МКС. Здесь изменение человеко-машинного взаимодействия, так же как и поддержание нескольких стратегий - управления вещь очень деликатная. И в этой серии кораблей «Союз ТМА» было принято Решение сохранить старый интерфейс управления для экипажа. Конечно, с введением нового пульта «Нептун» у космонавтов появились расширенные возможности. Следует отметить, что командир корабля Александр Калери и другие космонавты - сотрудники РКК «Энергия» фактически участвовали в разработке системы управления новым кораблем. - С работой экипажа понятно, а что изменилось в работе ЦУПа? - Обеспечивая работу современного«цифрового» борта, ЦУП разрабатывает новые средства управления и контроля (используя опыт работы с «цифровыми» системами управления на борту, например на российском сегменте станции). Уже на «Прогрессе М-М» были введены изменения в работу Центра управления. В частности, в его программное обеспечение: появились новые возможности по получению телеметрической информации для анализа, по ее обработке. На «Союзе ТМА-М» эти работы были продолжены. Это как раз тот случай, когда стало намного удобней работать как персоналу ЦУПа, так и разработчикам системы управления корабля. - Система «Аргон» обладала серьезной помехоустойчивостью и надежностью. А как обеспечивается надежность новой компьютерной системы? - В основу создания системы управления корабля положен системный подход, модульность построения, гибкость управления, большие возможности нового ПО. Вместе с тем при построении приборов ЦВМ101 и БУС101 сохранены принципы троирования и аппаратного мажоритирования, что, с учетом увеличения интеграции электронных компонентов и соответственно резкого снижения их количества, повышает надежность аппаратуры комплекса по сравнению с БЦВК на основе ЦВМ «Аргон». Новое ПО БЦВК корабля «Союз ТМА-М» прошло полный цикл моделирования режимов управления и отработки на стендах. Данные принципы вместе с последовательным эволюционным введением и отработкой новых компьютерных средств обеспечивают их надежную работу в контуре управления. Все это позволило осуществить полет корабля «Союз ТМА-М» без предварительного беспилотного пуска. Структурная схема СУД транспортного корабля «Союз ТМА-М» - Какие особенности были при подготовке к пуску, а также во время автономного полета и стыковки? - Особенности при подготовке, конечно, были. Ведь изменения затронули бортовую систему управления корабля, программное обеспечение ЦУПа, программу технической подготовки экипажа. Кроме того, все работы шли в ритме утвержденной программы полета МКС, в которой был уже предусмотрен старт «Союза ТМА-М». Тем не менее современное ПО позволило довольно легко с этими особенностями справляться. Даже если и были какие-то вопросы, они носили скорее методический характер и позволяли оперативно находить необходимые решения. Корабль полетел вовремя, выполнил программу участка выведения, этапа орбитального полета к МКС и состыковался со станцией в автоматическом режиме. Это большой успех! - Предполагается ли продолжить работы по совершенствованию «Союза ТМА»? Если да, то как и когда? - Конечно, продолжение будет. Прежде всего, с введением на борту корабля «цифровой» системы управления появляются дополнительные возможности. Например, использование аппаратуры спутниковой навигации для измерения параметров орбиты. Сейчас, к сожалению, выводятся из эксплуатации наземные измерительные станции, которыми осуществлялся радиоконтроль орбиты. Поэтому такое нововведение - необходимость. Кроме того, планируется заменить устаревшую радиоаппаратуру «Квант» на перспективную единую командную телеметрическую систему ЕКТС. Предварительно она пройдет отработку на PC МКС. Для повышения надежности выполнения режима ручного управления и расширения диапазона его применения до нескольких километров предполагается ввести в состав системы управления космический лазерный спидометр-дальномер. Намечено также заменить элементную базу аппаратуры сближения «Курс» на более современную. Благодаря этому «Курс» станет легче. Будут разработаны алгоритмы управления этими новыми аппаратными средствами в составе программного обеспечения ЦВМ101. Все эти изменения мы планируем ввести в течение примерно двух лет. - Время от времени появляется информация о «лунном» «Союзе». Можно ли считать, что производство новой серии кораблей приблизит возможность облета Луны туристами? - Для полетов к Луне, Марсу и другим объектам должны быть обеспечены необходимые условия. Нужна, например, новая мощная и эффективная ракета-носитель, нужен межорбитальный буксир с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса и электроракетной двигательной установкой (им сейчас занимаются), нужны директивные документы, кооперация предприятий и организаций, соответствующие финансовые и другие ресурсы. Когда условия будут созданы, можно будет говорить о том, в каком году состоится тот или иной полет. И вообще, задача облета Луны уже решалась - зачем ее повторять? Просто облететь Луну? Просто покатать туриста? Нужно более глобально смотреть на это, рассматривать такие полеты серьезно - в рамках государственных или, возможно, международных программ. - Когда-то ЕКА предлагало совместно разработать и построить российско-европейский корабль Crew Space Transportation System на основе «Союза». Чем закончились консультации по этому вопросу? - Взаимодействие с ЕКА - сфера деятельности Роскосмоса. Сейчас, насколько известно из сообщений обоих агентств, переговоры между ними по этому вопросу не ведутся. Европейцы от этой совместной разработки, похоже, отказались, хотя мы и делали ATV вместе. Теперь они хотят сделать свой пилотируемый корабль на основе ATV. Между тем путь от беспилотного грузового корабля до пилотируемого - дистанция огромного размера. И пройти его будет непросто. Подготовил А. Ильин Новости космонавтики №12 2010 http://s003.radikal.ru/i204/1012/e7/afd40b31676b.jpg http://i031.radikal.ru/1012/25/5fdcd66f287f.jpg http://s003.radikal.ru/i204/1012/e7/afd40b31676bt.jpg http://i031.radikal.ru/1012/25/5fdcd66f287ft.jpg | ||
Клапауций 21.12.2010 |
Гм. Странно. Если я не ошибаюсь, 1890ВМ1 - это что-то уже древнее. Попробую у Саши уточнить... | ||
Ответить |