Портативное ретрорадио на пыльном чердачке

Вернулась молодость (опять про звук)

Страницы: 1... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15

АвторСообщение
kolbasNIC

8.10.2014

Какая-то у нас полемика странная. Оба за советскую власть вроде.
Но вот насчет произношения вокалистки здорово. Вот так сразу до такой простой идеи не додумаешься. Я, с Вашего позволения, теперь буду гнобить некоторых особо одиозных аудиопротивников немного доработанным Вашим случаем. Типа поменял человек что-то в тракте (здесь разное можно подставлять в зависимости от контекста) и выяснилось, что невнятно поющая вроде как на английском вокалистка группы Evolvent оказывается поет по русски. Очень выпуклый образ получается. Просто валить должно.
Кстати Asus Essence One не такая уж и дешевая штучка, но выбор Ваш одобряю. Карточка сделана с учетом самых последних тенденций в цифровом звуке. Это как бы мостик между устройствами предыдущих поколений и новыми наработками. Особенно нравится почти не упоминаемая в обзорах реализация апсемплинга с целочисленными коэффициентами на ADSP-21261. Я уже где-то неоднократно писал про абсолютную необходимость апсемплинга, а тут ещё работает 32-х разрядная связка ADSP-21261 — PCM1795. И тонкий психологический момент для любителей пошаманить: штатная возможность замены ОУ в карте. Гениальный маркетинговый ход. Замена NE5532 на OPA2132PA, LM4562NA или на Muse 01, не столько влияет на звук (хотя и влияет) сколько позволяет увлечь пользователя и захватить его ум возможностью проведения этой нехитрой операции. Такие вещи надо вставлять в учебники по маркетингу.
-=vr=-

8.10.2014
Я, с Вашего позволения, теперь буду гнобить некоторых особо одиозных аудиопротивников немного доработанным Вашим случаем. Типа поменял человек что-то в тракте (здесь разное можно подставлять в зависимости от контекста) и выяснилось, что невнятно поющая вроде как на английском вокалистка группы Evolvent оказывается поет по русски.

Вот не надо! Не "не внятно", а с диковинным акцентом. Скажем, Монсеррат Кабалье на диске "Барселона" поёт с ещё более чудовищным акцентом, но кто-то назовёт это невнятным пением? Вокальный потенциал было слышно сразу, а вот качество звука - далеко не сразу. Только на аппаратуре "получше" раскрылся талант того, кто сделал такой мастеринг. Вот не назову сходу ни одного диска, который оставил бы подобное впечатление. Впрочем, кто хочет слушать без акцента, пусть довольствуется вокалом Бритни Спирс))
Апсемплинг даже не включал. Не советую. На ixbt этой карте посвящено много страниц, и где-то на первых страницах выяснили, что граничная полоса после апсемплинга становится 16кгц. С замены ОУ я и начал свои так весёлящие Вас посты в этой теме, пока так 2-мя AD823 и ограничился.

upd: перечитал свой ответ, на всякий случай уточню: "вот не надо" относится исключительно к "Я, с Вашего позволения ... немного доработанным Вашим случаем" и означает "не надо ссылаться на меня там, где я имел в виду совсем другое"))
kolbasNIC

9.10.2014

Вот не надо!

Хорошо, хорошо. Извините, что напугал. Больше не буду.

Не получается диалогов. И веселиться тоже не получается. Увы.
kolbasNIC

13.10.2014

Попались в сети фото внутренних плат усилителя Luxman B-1000f ценой 55000 у.е. Не смог удержаться и не показать здесь такую красоту.

Были бы лишние 55 тыс у.е обязательно купил бы, чтобы просто любоваться кишочками.
http://itmages.ru/image/view/1974396/812d02a2
http://itmages.ru/image/view/1974395/afb0296b
http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1012/s_1413143290_4305484_812d02a2f1.jpg http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1012/s_1413143290_8427430_afb0296b0c.jpg
mretro

13.10.2014

Попались в сети фото внутренних плат усилителя Luxman B-1000f ценой 55000 у.е. Не смог удержаться и не показать здесь такую красоту.

Были бы лишние 55 тыс у.е обязательно купил бы, чтобы просто любоваться кишочками.

За 55000 у.е. он должен быть весь из злата вылеплен, а не из меди и пластика. Эту штуку я бы оценил максимум в 3000 у.е. И то это цена для неадекватов, помешанных на звуке.
http://itmages.ru/image/view/1974396/812d02a2
http://itmages.ru/image/view/1974395/afb0296b
http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1012/s_1413143290_4305484_812d02a2f1.jpg http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1012/s_1413143290_8427430_afb0296b0c.jpg
Slowolitus

14.10.2014

Luxman B-1000f
Усилитель хорош но такое чудо не может стоить 55000 долларов даже если он полностью сделан вручную вплоть до травления печатной платы и выпускается сверхмелкими сериями по 10 штук в год. Имхо это очередное бессовестное ограбление людей зависимых от качественного звука акулами западного капитализма. Такие штуки могут себе позволить только олигархи которым что 5 тысяч что 50 что 500, да и вообще чем дороже тем лучше и "круче".
kolbasNIC

14.10.2014

Усилитель хорош но такое чудо не может стоить 55000 долларов

Да почему же не может? Цена, согласно теории, определяется спросом, а не себестоимостью. Поэтому мне кажется, что попытки вывести цену, опираясь на особенности конструкции, материалов или сборки не имеют под собой никаких оснований. Особо никого не раздражал тот факт, что себестоимость Жигулей, в СССР была, скажем, всего несколько сот рублей, а продавали их за несколько тысяч. И таких примеров тьма. А тут предмет позиционирующийся для очень богатых людей и сразу такой негатив. Это явный элемент классовой вражды.
Лично меня привлекает здесь именно красота конструкции. Возможно и не очень нужные, но очень красивые медные детальки. Здорово, что радиатор контактирует с медной пластиной теплораспределителя, на которой в свою очередь установлены все источники тепла. Очень нравятся специальные разъемы на плате для выводов транзисторов и "охранные" медные кольца по периметру платы. Замечательно разнесены в трех измерениях шины питания в ИП.
Я надеялся, что среди форумчан встречаются не только одни ортодоксальные поборники социальной справедливости, а есть и инженеры, которые не могут пройти мимо такой красоты.
LEON

14.10.2014

Александр, выше увидел, что Вы не знаете как приловчиться паять микросхемы с мелким шагом. По своему опыту скажу, что такой шаг успешно паяется жалом даже 2 мм диаметром, хотя я и троечкой паял чипы с подобным шагом и большим кол-вом ног, так как на бОльшем жале удерживается больше припоя и можно пропаять весь ряд за раз. Тут важно иметь правильное жало - "микроволна", правильно установить оптимальную температуру и использовать хороший жидкий флюс. В качестве паяльника можно купить вполне бюджетные станции Goot, они бывают на Митино. К ним продается море стандартизованных жал всевозможных форм и размеров.
kolbasNIC

14.10.2014

Вы не знаете как приловчиться паять микросхемы с мелким шагом

Нет, уважаемый LEON, задача стоит не так. Надо не паять микросхемы с мелким шагом, а припаяться к некоторым выводам таких микросхем.
Примерно как на этом фото:

Для таких случаев есть проверенная технология. На любое ближайшее удобное место наклеивается платка с маленьким разъемом. Что-то типа этого:

Чаще всего используется разъем типа JST SH (с шагом 1.0 mm) или что-то похожее.
Далее к выводам м-мы припаиваются проводники (показаны зеленым цветом) сделанные из обмоточных самолудящихся проводов типа ПЭВТЛ подходящего диаметра (в нашем случае 0,1...0,2 мм.), залуженные на конце, который будет припаиваться к выводам м-мы примерно на 0,5 мм. Вот для этой операции и нужен микропаяльник.
http://itmages.ru/image/view/1976318/a1a247f9
http://itmages.ru/image/view/1976323/ac70d21c
http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1013/s_1413227824_4871674_a1a247f922.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1013/s_1413228029_9959106_ac70d21c8c.jpg
LEON

14.10.2014

Да, теперь понял. Технология правильная. В какое-то время увлекался ремонтом мобильников, там подобные задачи возникали нередко и как раз именно самолудящиеся обмоточные провода были как нельзя к месту. Порой, паять приходилось под микроскопом, например при замене так называемых "стеклях" - бескорпусных микросхем с шариковыми выводами. Так что вам точно потребуется хорошая увеличилка, качественное освещение и в принципе обычный паяльник с острым жалом. Ну, и конечно же некоторое количество терпения :) А во время пайки дамам желательно покинуть комнату во избежание пополнения словарного запаса отборными выражениями.
Чёрный сталкер

14.10.2014


Что это за "такая красивая пимпочка с рисочкой" около вертикальных маленьких радиаторов транзисторов ? Может датчик температуры ?...

Аппарат красив, и очень достойно сделан. Судя по фотографиям из интернета, остальные его платы имеют вполне себе позолоту на дорожках

...Спрос рождает предложение. Рынок, однако. И, ведь и правда, большинство форумчан раздражает не его цена, а то, что кто-то может себе его позволить, а вот он- нет...
А мне нравится эстетика и качество исполнения.
Я жалею о том, что вот так, в таком качестве и на такого класса комплектующих не смогу собрать что-то сейчас.
А может, просто ленюсь Самый простой пример- медные шины. Это надо сначала чертеж сделать, макет натурный, потом медь заказать, потом вырезать все это аккуратно... Дырдочки сверлить. Даже если заказывать- все равно, чертеж и макет.. Куда как проще- кинул провод из точки А в точку Б и всего делов. Ток большой- взял потолще...
Или "жаба душит" вкладываться...Ну или отсутствие финансов...
А значит, надо пересиливать себя и стремиться к успеху.
Хотя, я пока начал с простых вещей- собираю усилитель Сырицо из радио-82г. Понравился он мне...Хочу собрать на всем родном. И тут возникла проблема- нет диодов Д223. Новых,-их там вертикально надо ставить, а наращивать выводы не хочу, т.к. это не эстетично будет смотреться. Для меня самого, естественно. Парадокс- у меня под столом стоит коробка, в ней 5кг КМ-ок. С выводами, с разбора плат, как детали. Я на нее ноги кладу, и еще мои кошки спят иногда... ("зажрался я, наверное", хотя мне ее пока просто лень разбирать...) А диодов нет... Найду, конечно...
http://itmages.ru/image/view/1977303/c4a8e255
http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1014/s_1413282405_8332374_c4a8e2551e.jpg
alex1959

15.10.2014

"И тут возникла проблема- нет диодов Д223. Новых,-"
А сколько Вам диодов нужно? Кажется, где-то на днях нарывался на такие.
Чёрный сталкер

15.10.2014
Смешно сказать- 12 штук всего... Это на 2 канала. (С термодатчиком на транзисторе их 14, но у меня будет вариант с резистором. Его крепить проще)....
alex1959

15.10.2014

Ну если нужны, вечером пороюсь, найду - отпишусь.
Чёрный сталкер

15.10.2014
Спасибо огромное, в любом случае
kolbasNIC

15.10.2014

собираю усилитель Сырицо из радио-82

Я тут в субботу речь завел об этом усилителе с Александром Петровичем. Я его тоже когда-то собирал. А он отмахнулся. Сказал, что это "по молодости" фигней страдал.
Кстати, по моему там была какая-то неприятная фишка с этой схемой. Типа без входного сигнала самовозбуждается и начинает страшно греться и сгорает или что-то в этом духе. Точно не помню.
А Ваши рассуждения насчет лени в самую точку. У меня все очень похоже. Я поэтому стараюсь максимально переваливать работы на других. Использую наемный труд. А уж если денежки потратил, то так просто лени уже не поддашься. Жаба задушит.
Чёрный сталкер

15.10.2014
Типа без входного сигнала самовозбуждается и начинает страшно греться и сгорает

"По молодости" я собирал его второй вариант, на 140УД11 и КТ827, кажется из 84-го года. И,- да, он так себя и повел. Но он не грелся, он просто сгорел. Т.е.- сгорели выходные транзисторы. И тестовая колонка. Два раза. Т.е,- суммарно я лишился пары 35АС. Это было очень грустно, скажу так. И забросил эту конструкцию.
Может, дело было в операционниках. Или в моих "кривых руках", ибо в тот пубертатный период моей жизни мысли были заняты несколько иным, нежели четкая и аккуратная настройка электронных схем...

А сейчас,- решил. Наверно, это русская традиционная привычка "авось" . Попробую не оставлять его вход "в воздухе" без сигнала, пустить его на "землю"...

alex1959

30.10.2014

Сегодня привезли усилитель-корректор EAG EB033, состояние вполне приличное:

Схему на него нашел, надеюсь скоро заняться этим аппаратом. Если кто имел дела с такой железкой, буду благодарен за любые советы и рекомендации.
http://itmages.ru/image/view/2012337/bc91c60e
http://itmages.ru/image/view/2012338/569d1545
http://itmages.ru/image/view/2012341/506ee563
http://itmages.ru/image/view/2012344/125038d1
http://itmages.ru/image/view/2012345/1b18578d
http://itmages.ru/image/view/2012346/f6640057
http://itmages.ru/image/view/2012348/c2ec365e
http://itmages.ru/image/view/2012354/ad8b92cb
http://itmages.ru/image/view/2012355/31db1e9c
http://itmages.ru/image/view/2012358/589807b2
http://itmages.ru/image/view/2012359/56dc24cd
http://itmages.ru/image/view/2012360/efe0653c
http://itmages.ru/image/view/2012362/6a7b5312
http://storage6.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609143_4205870_bc91c60e5a.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609168_2692312_569d15450d.jpg http://storage5.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609207_3737157_506ee5634b.jpg http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609260_1864225_125038d1f0.jpg http://storage9.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609283_7274820_1b18578d4e.jpg http://storage5.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609307_8086394_f6640057d4.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609350_5344295_c2ec365e0a.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609384_4207598_ad8b92cb61.jpg http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609412_3577289_31db1e9c1b.jpg http://storage6.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609466_7135965_589807b261.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609489_9050522_56dc24cd7c.jpg http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609513_8734758_efe0653c67.jpg http://storage5.static.itmages.ru/i/14/1029/s_1414609568_6217033_6a7b531222.jpg
kolbasNIC

5.11.2014

Moscow Hi-End Show 2014 специализированная выставка, посвящённая аудиотехнике Hi-End класса, созданной для домашнего использования.
Выставка очень маленькая. Поразил отель Холидей Инн на Симоновке, где происходило действо. Внутри отчетливый бомжовый запах, ковровые дорожки прожженные бычками и попорченные блевотиной, крошечные номера, похожие на сортиры. В такое место даже проститутку стыдно привести. В отеле Ирис, где происходила октябрьская выставка такого безобразия нет.
О самой выставке. Атмосфера домашняя. Все друг друга знают. Аппаратурка не впечатлила. С точки зрения носителей контента, даже разочаровала. Сплошной винил. Звучит хорошо, даже отлично. Лет 20 назад я был бы в восторге от такого звука. Но не сегодня.
Вот система от Sonus Victor, которая понравилась больше всего:

Очень тщательное исполнение корпуса, акустические компоненты Mundorf, хотя, конечно звук немного "квартирный" или, как я услышал от одного из посетителей, "с элементами звучания 35АС". Но такими элементами страдают все компактные АС. Вот фото того, что на мой взгляд хоть как-то звучало:

В общем это мероприятие не что иное, как тихий междусобойчик, призванный помогать спихивать лежалый товар лохам.
http://itmages.ru/image/view/2025685/7862514a
http://itmages.ru/image/view/2025691/08f461f5
http://itmages.ru/image/view/2025690/8d3933f9
http://itmages.ru/image/view/2025689/fe38521e
http://itmages.ru/image/view/2025682/f3740612
http://itmages.ru/image/view/2025684/8a1e73e1
http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1104/s_1415141338_3673163_7862514aba.jpg http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1104/s_1415141360_4127462_08f461f54c.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1104/s_1415141358_4032688_8d3933f97d.jpg http://storage6.static.itmages.ru/i/14/1104/s_1415141355_3862328_fe38521ede.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1104/s_1415141332_8930798_f374061282.jpg http://storage5.static.itmages.ru/i/14/1104/s_1415141337_5598881_8a1e73e190.jpg
kolbasNIC

13.11.2014

Вот такая пояснялочка по технологии S-Master:
http://itmages.ru/image/view/2043973/35469668
http://storage5.static.itmages.ru/i/14/1113/s_1415837962_6114495_35469668a4.jpg
TURBO

13.11.2014
Хотелось бы услышать продолжение рассказа о ремонте усилителя SONY-TA-DA9000ES если это конечно возможно и не затруднит автора
kolbasNIC

14.11.2014

Хотелось бы услышать продолжение рассказа о ремонте усилителя SONY-TA-DA9000ES если это конечно возможно и не затруднит автора

Продолжение грядет. Пока проблемы с комплектующими. Первая партия микросхем драйверов LM5100 оказалась полностью бракованной (внутри отсутствует драйвер верхнего плеча). А со второй меня преследуют неудачи. Первые три микросхемы из этой партии я сжег и только сегодня!!!, наконец, удалось добиться от них нормальной работы. Теперь проблема с ключами. В БП срабатывает защита. Надо или другой БП или увеличить сопротивление нагрузки. Банально нечем увеличить. Поэтому сначала в магазин за всем необходимым (еще потребовался очень тонкий припой), а уж потом продолжение.
И вообще проблемы с пайкой. Во первых я плохо вижу и очень долго подбирал увеличительные приборы с которыми теперь пытаюсь работать. Во вторых нет навыков паять выводы SMD компонентов. До этого я чаще их выпаивал, чем запаивал. Приспосабливаюсь потихоньку. Все это очень замедляет процесс.
Невероятно помогают японские "ковырялки", которые я здесь как-то показывал. Кстати, месяц назад я видел их очень точную копию в Митино по смешной цене и даже купил, но, увы, чудес не бывает, китайская сталь похоже вообще не сталь, а гвоздевое железо, гнется, тупится и т.п. Японские сделаны из настоящего булата, ничего их не берет.
kolbasNIC

18.11.2014

Посетил выставку "Российский Hi-End 2014", прошедшую в Конгресс-центре МТУСИ. Очень приятное мероприятие. Именно потому, что там почти нет случайных людей. Все свои. И что было особенно приятно в этот раз, практически не осталось ламповиков, а те, двое-трое что остались не скрывали декоративно-маргинального характера своих на самом деле очень симпатичных детищ, живописно расставленых среди винтажных фонографов и патефонов. И понятно почему. Потому что рядом в одном зале стояли системы конкурентов. Каждому давалось 15 минут на демонстрацию и все (в том числе и сами стендисты) своими ушами могли оценить разницу между щенячим ламповым звуком и звуком "неламповым", хотя последний и был разным, но большинство образцов покрывало лампы как бык овцу.
Как всегда из ряда вон выходили системы Сырицо

и Батя (фото не очень, прошу извинить, но фотографировал не я, а когда я спохватился было уже поздно).

Тщательно вылизанные в смысле исполнения конструкции, согласования акустических компонентов и звучания они тем не менее проигрывали самому интересному экспонату выставки, системе Юрий Лиховола и Сергея Проворова «For-a-Sound» 18LR1:

Вот листочек с пояснениями:

Эта система собирала наибольшее число слушателей потому, что она была цифровая. Преимущество было подавляющим. Трудно более наглядно показать преимущества многополосной цифровой системы (даже не очень совершенной на мой взгляд) над всеми прочими. Тут спасибо организаторам выставки. Выбранный ими способ демонстрации автоматически выявляет победителя.
Хотел бы привести интересный материал от For-a-Sound, раздаваемый на стенде:
Я его вычитал, т.к. в оригинале он многостраничный и фотографии вышли кривые.

"Особенности концепции или почему мы здесь".
За пятнадцать лет работы в области инсталляции и системной интеграции, мы сталкивались с различными техническими проблемами, но одной из наиболее распространённых оказалось отсутствие на рынке достаточного ассортимента высокоэффективной акустики, которую можно применять в серьёзном стерео, а также в системах домашнего кинотеатра. Исходя из задач, нами была выработана определённая концепция, которая хоть и не содержит в себе ничего сверхнового, тем не менее, позволяет побороть ряд насущных проблем, возникающих при реализации качественного озвучивания различных помещений. Опишем несколько задач, которые мы попытались решить.
1. Масштаб звуковой картины.
Совершенно очевидно, что он связан с размером акустики, точнее, с параметрами (габаритами) излучателей, а так же расстоянием от слушателя до АС: расположенные на столе компьютерные мониторы могут создать весьма реалистичную картину, но стоит отойти от них на три-четыре метра и «волшебство» заканчивается. Если для небольших помещений с ассортиментом акустики всё более или менее хорошо, то начиная от 30-40 квадратных метров уже не очень. Поэтому мы сделали ставку на применение больших динамиков.
2. Эффективность.
Как правило, большая площадь диффузора автоматически обеспечивает высокую чувствительность динамика, а значит, снижает требования к мощности усиления, позволяя использовать ламповые или компактные высокоэффективные усилители с малым выделением тепла. Мы ничего не имеем против ламп в звуковом тракте, напротив, считаем, что в качественном стерео без них очень трудно обойтись. Однако, использование усилителей мощности на лампах связано с рядом некоторых неудобств: энергопотребление, тепловыделение, габариты и необходимость регулярной замены дорогостоящих вакуумных приборов. Поэтому наиболее эффективным как с точки зрения звука, так и ежедневного использования, нам кажется ламповое предусиление и полупроводниковое усиление мощности.
3. Компактность.
Да, как ни странно, при довольно заметных габаритах акустики, мы можем об этом говорить. Дело в том, что мы обратились к активным акустическим системам, все усилительные модули для которых не стоят на стойке с аппаратурой, а спрятаны внутрь АС. В результате, нам оказываются не нужными огромные усилительные монстры и змеи акустических кабелей толщиной с руку. Мы уверены, что любая спутница аудиофила и меломана это оценит. На нашем стенде можно увидеть всего четыре компонента: СД-члеер, ЦАП, ламповый предварительный усилитель и, собственно, акустику, которая подключена к электрической сети обычным кабелем, а к источнику межблочным проводом.
4. Гибкость и универсальность.
Наши акустические системы основаны на применении DSP - цифровых процессоров обработки звука. Это даёт нам почти неограниченные возможности по настройке и интеграции акустики в любое помещение. С помощью микрофонов, измерений и специального программного обеспечения мы можем добиться потрясающего звучания практически где угодно, не ссылаясь на «гудящие» комнаты и залы, на которые так часто жалуются слушатели на различных Hi-End выставках.
5. Современные технологии и мифы.
В качественном звуковоспроизведении существует немало мифов и преданий. С давних пор повелось, что настоящий Hi-End это лампы, максимально короткий тракт и конечно никакой цифры в звуке, а уж про усилители в классе «D» в приличном обществе и вовсе говорить не стоит. Мы так не считаем и хотим несколько сбавить пыл аудиориторики. В наших АС применены именно цифровые усилители в классе «D». Мало того, они получают сигнал в аналоговом виде, далее АЦП переводит его в «цифру», обрабатывает и снова превращает в аналог. То есть налицо то самое «двойное преобразование», а котором аудио пуристы говорят как о чём-то непристойном, понижая голос. Мы предлагаем всем оценить, насколько двойное преобразование влияет на конечный результат и абсолютно уверены, что при качественной реализации ни один «золотоухий» аудиофил не сможет заметить ухудшения звука или каких-то других проблем, связанных с дополнительной цифровой обработкой. Мы не сомневаемся, что наше счастливое меломанское будущее связано с активными процессорными акустическими системами, поскольку нам просто некуда деваться от стремительного технического прогресса. Ну а раз так, мы постарались если не возглавить движение, то хотя бы присоединиться к боевому авангарду.
Что получилось - решать слушателям. Желаем всем удачи и хорошего настроения.
С уважением,
Сергей Проворов Юрий Лиховол «For-a-Sound»


И напоследок фото на память с С.Д Батем и А.П. Сырицо:

http://itmages.ru/image/view/2054162/b0db78d3
http://itmages.ru/image/view/2054160/050991d7
http://itmages.ru/image/view/2054183/05a6b9a8
http://itmages.ru/image/view/2054173/18dfd340
http://itmages.ru/image/view/2054178/35164881
http://storage8.static.itmages.ru/i/14/1117/s_1416257961_1913466_b0db78d38d.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1117/s_1416257956_6961609_050991d720.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1117/s_1416258577_3990361_05a6b9a8b2.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1117/s_1416258242_8892392_18dfd340ae.jpg http://storage7.static.itmages.ru/i/14/1117/s_1416258445_1641733_351648814b.jpg
RVR70

18.11.2014

А девочка - кто?
kolbasNIC

18.11.2014

А девочка - кто?

Это моя дочь.
kolbasNIC

6.12.2014

Наконец появились подвижки по ремонту Sony TA-DA9000ES.
Удалось отремонтировать один модуль. На стенде он показал себя вполне работоспособным:

А второй никак не поддается. Во-первых очень много брака в "новых" детальках. Т.к. покупаешь всего несколько десятков россыпью, туда норовят засунуть всякую дрянь. Иногда 100% брак.
Во вторых, алюминиевая плата от Sony оказалась очень нежной. При нагреве и манипуляциях с паяльником очень легко повреждается слой диэлектрика между медью и алюминием. Я уже пол платы испортил. Приходится делать ремонт навесным монтажом.
Недавно удалось приобрести сокет для корпусов SO-16 в котором буду делать входной контроль микросхем драйверов.
И мелкое все очень. Глаза быстро устают и отказываются фокусироваться на детальках. Так что дело идет медленно.
Попутно, я приобрел более современные детальки для нового поколения модулей. За 10 лет прошедшие с момента разработки Sony, прогресс в этой области был заметным. Это касается в основном ключей, их корпусов, а также драйверов и особенно емкостей с низким ESR, которые здесь широко используются. Вместо термодатчика на рассыпухе собираюсь использовать микросхему термостата LM27. Это упрощает схему и экономит место. Главная проблема это размещение элементов фильтра, как можно ближе к силовым ключам. Только при их оптимальном расположении можно достичь качественных изменений. Sony использовала для фильтров отдельные платы, расположенные ортогонально к основной. Такой подход позволяет уменьшить длины проводников и я собираюсь его развить. И с разъемом пришлось поломать голову. Но новые модули в более далекой перспективе. А пока задача починить последний модуль и собрать устройство.
http://itmages.ru/image/view/2095737/c73e9962
http://storage5.static.itmages.ru/i/14/1206/s_1417856243_6782134_c73e996278.jpg
mretro

7.12.2014

Да, качество монтажа новых деталей удручает, сорри. Может быть стоило это доверить профессионалу?
kolbasNIC

7.12.2014

Да, качество монтажа новых деталей удручает, сорри. Может быть стоило это доверить профессионалу?

Ну уж так вышло. Извините.
Перепаивать много раз пришлось. Удлиненные выводы ещё и потому страшноватые, что пришлось свивать проводники почти как советовали в предыдущем посте. Но больше я перепаивать не буду. Плата просто не выдержит.
А "профессионал" это как раз я и есть. Только я этим профессионально занимался до 90 года. Видно навыки порастерял.
Да много причин для оправданий: отвык паять, инструментарий непривычный, плохо вижу, плата алюминиевая и замечательно отводит тепло, пришлось паять на плитке, три или четыре раза перепаивал из-за бракованных деталей. Хотя, по моему и в первый раз выглядело примерно также.
Насчет разворота транзисторов. Это просто невозможно. Они же припаяны к плате и это единственное положение в котором они там помещаются. И ещё, при таком положении проводники получаются минимальной длины.
А фото теперь только телефоном делаю. Придется вам потерпеть. С аппаратами беда, в одном сдох аккумулятор, в другом надо перепрошивку делать. Я этот аппарат давал на прокат попользоваться одному типу и он перепрошил софт аппарата вместе с умным объективом. Все хорошо, но теперь нельзя сменить объектив, софт другие не признает. Мне пока нет нужды что-то серьезное фотографировать, поэтому я и не тороплюсь налаживать фототехнику. И так проблем хватает.
1Ж24Б

7.12.2014
А девочка - кто?

Это моя дочь.

Поддержка со стороны нового поколения то была ?
kolbasNIC

7.12.2014

Поддержка со стороны нового поколения то была?

Дети в принципе радуют. Особенно когда маленькие. У меня три дочери и старшей уже 36 лет. И трое внуков. Средняя дочь даже серьезно помогала, когда приходилось паять сутками. Я разбивал работу на операции и часть поручал ей. Справлялась отлично. Только это не помогло ей в жизни никак. По крайней мере не заметно.
А на фото младшенькая. Агриппина. Музыку любит. На выставки ходит со мной с удовольствием. И на частные прослушивания. И на концерты. А вот, является ли это поддержкой? В какой-то мере да. Не так одиноко.
kolbasNIC

18.12.2014

Про инновации в СЧ-динамиках по Лихницкому.
Сначала небольшая цитата из Лихницкого:
"В среде аудиофилов ходят упорные слухи, что хорошо звучат только громкоговорители с тонкими бумажными диффузорами. Вспомним, какой интерес в последнее время вызывают громкоговорители фирм "Lowther" и "Fostex". Но не каждому известно, как безобразно ведет себя изготовленный из тонкой бумаги диффузор, начиная с частоты примерно 400 Гц и выше. Оказывается, в наиболее ответственной для качества передачи музыки области частот бумажный диффузор перестает работать как поршень, его поверхность распадается на множество областей, колеблющихся независимо от колебаний звуковой катушки (см. рис.).

Рис. Изгибные деформации тонкого бумажного диффузора в области "break up" (компьютерное моделирование на фирме "Bruel & Kjer")
Это явление называют "break up". Волновая теория объясняет его природу тем, что скорость распространения изгибных волн в бумаге, из которой изготовлен диффузор, низка (она составляет примерно 244 м/с). В нижней части диапазона "break up", с 400 до 700 Гц, наблюдаются бегающие вокруг звуковой катушки тангенциальные волны. Начиная с 900 Гц и выше "break up" проявляет себя в форме радиальных изгибных волн. Последние распространяются от звуковой катушки к краю диффузора, слегка при этом затухая. Электроакустикам область "break up" всегда не нравилась, они презрительно называют ее неминимально-фазовой. Говоря доступным языком, это означает, что фазовые соотношения в сигнале, излучаемом громкоговорителем, им не подчиняются. В послевоенные времена разработчики стремились покончить с "break up" путем применения новых материалов, имеющих более высокую, чем у бумаги, скорость распространения изгибных волн. Именно так родилось поколение говорящих монстров - сотовые и сэндвич-громкоговорители. И хотя реклама была очень убедительной, аудиорынок их почему-то не принял...
... Никто тогда и предположить не мог, что "break up" - не недостаток, а достоинство динамических громкоговорителей..."

Я в общем то разделяю такую позицию. Так как сегодня уже далеко не "послевоенное" время, (а скорее предвоенное), то я задался целью, найти современные Mid-Range головки использующие режим "break up". Сначала никак не находилось, и, чтобы выйти из тупика, я сильно расширил диапазон поисков, распространив его не только на аудиофильскую продукцию. Результат не замедлил себя ждать. Оказалось, что инженеры довольно широко используют "break up" в наушниках и автомобильной акустике. На американских сайтах фанатов автомобильного звука довольно популярны такие головки:

Во первых здесь имеется очень плоский диффузор разбитый на три четкие зоны с разной скоростью распространения звуковых волн и разной способностью к изгибу, причем все явно заточено под радиальные изгибные волны.
Гармошка наружного подвеса более характерная для низкочастотных головок призвана выравнивать АЧХ на нижнем краю рабочего диапазона.
Материал средней части диффузора: "Carbon Treated Pulp", что можно перевести как "Обогащенная углеродом целлюлоза". Такая обработка бумаги в первую очередь призвана в значительной степени решить проблему деградации бумажного диффузора из-за атмосферных условий. Но немаловажными являются и физико-механические свойства этого материала. Эта часть диффузора должна быть легкой и жесткой для эффективного подавления параметрических резонансов.
И, наконец, внутренняя гармошка, облегчающая образование радиальных изгибных волн, т.е. в основном ответственная за принадлежность головки к работе в режиме "break up".
На сладкое имеется ещё и 1,5" крупногабаритная высокотемпературная звуковая катушка с модной ныне "пулей" — полусферической фазовыравнивающей вставкой. Катушка намотана так называемым CCAR (Copper-Clad Aluminum Ribbon), т.е. плоским проводом из плакированного медью алюминия, поставленным на ребро.
Ну и большой мощный магнит.
Конструкция мне понравилась. Осталось послушать, а вот с этим как-то не получается пока. Моя домашняя звуковая установка разрушена и находится в состоянии уже перманентного ремонта. Будем подождать.
http://itmages.ru/image/view/2124151/6c978c4b
http://itmages.ru/image/view/2124150/cab80d01
http://storage6.static.itmages.ru/i/14/1217/s_1418850769_2515390_6c978c4ba8.jpg http://storage6.static.itmages.ru/i/14/1217/s_1418850769_9754629_cab80d018c.jpg
kolbasNIC

29.12.2015

У меня не так давно возник спор на одной из акустических выставок по поводу производителей кинотеатральных динамиков. Спор закончился обширной перепиской по электронной почте. Закончился ничем. Каждый остался при своем мнении. Но по ходу спора пришлось много копать литературу и интернет и мне не хотелось бы, чтобы собранные крохи интересной информации так и сгинули в почте. Я постарался придать разрозненным отрывкам из своих писем вид осмысленной статейки.

О производителях громкоговорителей "КИНАП" и "КИНАПах" вообще.

В последние пару десятилетий существования СССР очень остро ощущалась нехватка качественной бытовой аппаратуры и особенно акустических систем. Промышленность очень поздно обратилась к этой тематике и можно сказать, что не справилась с её освоением. Могут возразить, что примерно с 1984 года новые АС стали появляться как грибы после дождя, но во первых эти АС были, мягко говоря, очень далеки от совершенства, а во вторых и их тоже было выпущено недостаточно и не хватало для удовлетворения спроса. Активная часть населения (а это довольно многочисленная группа людей) пыталась решить задачу изготовления качественных АС самостоятельно. Импорт был недоступен и вот тут-то взгляды доморощенных конструкторов и обратились к достаточно распространенным в стране динамикам для кинооборудования, в просторечии динамикам "КИНАП". Эти динамики выглядели весьма представительно на фоне хилых динамических головок для бытовой продукции. Были ли они лучше, вопрос спорный, в первую очередь из-за расплывчатости критериев. Немаловажным моментом являлось практически полное отсутствие (или, как минимум, труднодоступность) какой-либо информации о параметрах динамиков "КИНАП". Первой известной мне публикацией была замечательная книга В.В. Фурдуева "Акустика звукового кинопоказа" 1945, но в ней весьма кратко описывались только кинотеатральные динамики еще довоенной разработки (типа ГДД) и почти все они были с подмагничиванием, что весьма затрудняло использование в быту. Было в книге и упоминание о производителе, — завод "Ленкинап". Следующей публикацией, где уже появилась информация о более менее современных динамиках типа 2А-8 и 2А-9, была книга Балакшина А.С. "Справочник по усилительным устройствам звукового кино" 1953. И в этой книге указывались производители динамиков: завод Ленкинап и Самаркандский завод киноаппаратуры (СЗК). Надо отметить и книги Болотникова И.М. "Кинотеатральные громкоговорители" 1957 и "Громкоговорители" 1971. В последней книге было первое упоминание о сверхпопулярном 4А-32 и более интересном на мой взгляд кинотеатральном динамике 2А-12. Ни в одной публикации никогда не упоминалось других производителей, кроме Ленкинапа и Самаркандского завода киноаппаратуры.
Более того, постоянно изучая историю советских заводов, я не встречал никакой информации о производстве динамиков остальными заводами "КИНАП", которых как известно было всего семь.
Краткая характеристика заводов "КИНАП":
1. Московский завод "КИНАП", Московский опытный завод КИHАП при HИКФИ
г. Москва, СВАО, Марфино, ул. Академика Королева 21
Изделия киносветотехники
2. Куйбышевский завод "КИНАП", КЗК
443002, г. Самара, ул. Лесная, 23
Производил противогазы, о звукотехнической продукции этого завода ничего не известно.
3. Самаркандский завод "КИНАП", СЗК
г. Самарканд, ул. Гагарина, 36
Предприятие специализировалось на производстве звуковой аппаратуры и громкоговорителей. Производитель громкоговорителей КИНАП №2 после Ленкинапа.
4. Ленинградский завод "КИНАП", ЛОМО
г. Ленинград, Кондратьевский пр-т, 21
Помимо всего прочего производил и громкоговорители. Основной разработчик и производитель громкоговорителей КИНАП.
5. Одесский завод "КИНАП", ОЗК
г. Одесса, ул. Дальницкая, 25
Изделия киносветотехники, кинопроекторы
6. Киевский завод "КИНАП", вошел в Всесоюзное НПО "Экран"
г. Киев, ул. Фрунзе, 160
Изделия киносветотехники.
7. Кузбасский завод "КИНАП"
г. Белово,
Существовал в период с конца 1941 по 1955 гг. Известная профильная продукция: передвижные киноаппараты. С 1955 сменил название на «Кузбассрадио».

Что касается других производителей динамиков, я имею ввиду не заводы "КИНАП", то похоже динамики с кинотеатральной маркировкой (в основном это 4А-32) в 80-е годы уже стали делать многие. Мне попадались помимо динамиков с неизвестными логотипами, кинотеатральные динамики производства Уфимского ПО "Прогресс".
Перечисленные выше книги в советское время считались большой редкостью и, например, чтобы только просмотреть книгу Фурдуева в 1980 году мне пришлось ехать в подмосковную Ивантеевку, где жил счастливый обладатель этой книги. Я нашел его через знакомых, поэтому почитать книгу он мне не дал. Кое что я тогда переписал и перерисовал. Эти записи ещё попадались мне в 90-х годах, а сейчас уже утрачены. Книги Болотникова в те годы удалось найти только в читальном зале ГПНТБ. И только с появлением интернета стало полегче, но все равно "Кинотеатральные громкоговорители" 1957 я в сети не нашел. Пришлось купить у букинистов.
Кстати, наибольшее количество технических подробностей по динамикам встречается в книгах Болотникова И.М., известного специалиста из НИКФИ, так что, я полагаю, что кинотеатральные динамики изначально разрабатывали именно в НИКФИ.
Что касается моего опыта применения кинотеатральных динамиков, то помимо монструозных пищалок 1А-13, которые я бы отнес скорее к средствам оповещения о стихийных бедствиях, я имел довольно много дела с пресловутыми 4А-32 разных модификаций, 2А-11 и 2А-16 двух разновидностей. Головки 4А-32 приходилось в основном ремонтировать. Их использовали знакомые музыканты для своих эстрадных нужд. Могу с уверенностью утверждать, что модификация 4А-32-2-У4 заметно выделялась качеством и звука и исполнения. Но мне эти широкополосные головки всегда казались бессмысленными, т.к. неравномерность АЧХ у них очень большая и сильно заметная на слух и для её снижения требовалось применять специальные меры, как то, подрезать или удалять вклеенные рупорки, чем-то пропитывать диффузоры и т.п. Эти танцы с бубном делались по требованию хозяев и никакого энтузиазма у меня не вызывали. В качестве НЧ-головки 4А-32 особого впечатления не производили. Ну, может после долгого прослушивания 75ГДН-1 они и казались шагом вперед, но кто же, спрошу я вас, будет в здравом уме долго слушать 75ГДН-1?
Очень большой и тяжелый 2А-11 значительно приятнее выглядел в качестве НЧ-головки. Мне совершенно случайно досталась парочка прямо в родных гигантских сундуках. Списанные то ли из кинотеатра "Мир", то ли "Ударник". Абсолютно случайно познакомился с одним товарищем у Пионера, а он возьми и предложи за практически бесценок, но с самовывозом. Пришлось организовывать бортовой Зил для перевозки. Сундуки я сильно урезал по высоте, чтобы можно было в комнату занести. Моя семья только пару месяцев терпела существование среди этих шифоньеров, а потом мне поставили ультиматум: или ящики, или семейная жизнь. Я тогда выбрал последнее, о чем до сих пор жалею. Головки с трудом продал, а ящики бросил во дворе, где в них долго играли дети и отец хранил лопаты. Не помню, куда потом делись эти ящики. Совершенно стерлось из памяти.
Ещё из НЧ-головок попадался 2А-16; простой и в модернизированном варианте 2А-16-2-У4. Казалось, что последний звучал лучше. Но он был мало того, что редкий, но ещё и дорогой и я так и не решился его купить. Тем более, что как раз в ту эпоху стали попадаться недорогие болгарские ВКНы, которые я тоже, впрочем, не купил. 2А-16-2-У4 производил тогда очень хорошее впечатление. По размерам такой же как 4А-32, но с хорошим подвесом и приятным звуком. Но не сложилось у нас.
Попадались и кинотеатральные динамики других типов, но в основном или сильно попорченные или переделанные и я про них не буду здесь упоминать.
В последние годы, пока подбирал себе головки для колонок, пришлось много послушать разных вариантов. Конечно трудно сравнивать через годы, но мое мнение, сегодняшние кинотеатральные динамики от мировых брендов на порядки превосходят "КИНАПы", да и стоят весьма недорого. В конце 70-х пара 12" 4А-32 стоила в комиссионке 250...600 руб в зависимости от состояния, т.е. примерно 2...3 месячных зарплаты, а сегодня удается купить 21" НЧ-динамик мощностью 1,5 кВт примерно за 800 USD. Это сильно перекрывает "КИНАПы" буквально по всем параметрам (причем у 21" неравномерность АЧХ в рабочем диапазоне ±1,5 дБ), а в зарплатах примерно в два раза дешевле. И не верьте про особо красивый звук от "КИНАПов", звук как звук, весьма типичный для кинотеатральных динамиков с высокой чувствительностью и малоподходящий для Hi-Fi.
Т.е. "КИНАПы" в конце прошлого века были интересным вариантом, а сегодня это жалкий анахронизм. Конечно "КИНАПы" хороший вариант для любителей изобретать велосипед и лепить из говна конфеты. Сделать на них нормально звучащую АС задача нетривиальная и, я подозреваю, что сегодня именно это и является в них наиболее привлекательной чертой. Когда такие изделия попадаются на выставках или частных прослушиваниях, то вызывают просто жалость и досаду за потраченное время. Но на выставках еще частенько встречаются и граммофоны и патефоны и находится немало любителей их слушать. Резюмируя, можно сказать, что сегодня увлечение "КИНАПами" это отдельное тупиковое направление с сильным ностальгически-мазохистским уклоном, которое неминуемо должно постепенно отмереть.
kolbasNIC

19.1.2015

Я все мучаюсь с цифровым усилителем. Собрал. Не работает. Ошибка 12. Отрезал один из датчиков. Не работает. Ошибка 11. Оставил только исправные некопаные модули. Ошибка 11. Где-то тут в другом месте собака порылась.
Пытаюсь отвлечься, а на форуме что-то такая тоска наступила. Вот решил развлечь народ прекрасной статьей из журнала "Радиолюбитель" №10 за 1930 г. Очень она мне понравилась, до того, что решил вычитать и разверстать для себя, ну и заодно для вас, дорогие друзья:

Самодельный динамический.
С. С. Истомин и Ю. С. Цыкин


Постройка электродинамического громкоговорителя всегда пугала трудностями, которые должны встретиться, на пути конструирования и осуществления. Однако, после долгих колебаний, расчетов, перерасчетов и стопы испорченной бумаги было решено, наконец, взяться за постройку динамического любительскими средствами, при чем успех был столь же проблематичен, как выигрыш кругосветного путешествия в лотерее Осоавиахима.

Рис. 1.
В основу конструирования были положены очень скудные данные о динамических говорителях, рассыпанные в довольно пространных статьях, помещаемых в заграничных журналах. По незыблемому принципу эти статьи содержат в себе все данные о качестве продукции, дешевизне и адресах всемирно известных американских, французских, немецких и австрийских фирм, производящих части для динамических громкоговорителей и готовые механизмы, которые радиолюбители, желающие сами построить прибор, могут очень выгодно купить и "сами" привернуть на место в готовый полированный из красного дерева или ореха ящик, изготовленный также какой-нибудь прославленной фирмой, удовлетворить таким образом свою жажду самодеятельности и приобщиться к плеяде "радиоконструкторов".
Нам, лишенным возможности воспользоваться "благодеяниями" всемирных торгашей, и не имевшим в руках ни одного современного электродинамического громкоговорителя, эти сведения помогают так же, как утопленнику банки. Чтобы построить отдельные детали и определить их размеры, пришлось детально изучить рекламные статьи с целью выудить те сведения, которые позволили бы с некоторым успехом осуществить затеянную работу. В дальнейшем, выуживая данные из журнальных статей и даже реклам, нам пришлось столкнуться еще с интересной особенностью заграничной журнальной литературы: цифровые данные зачастую совершенно неверны. Все это повело к тому, что, несмотря на имевшийся у нас уже довольно долгий опыт по постройке говорящих приборов и наличие большого терпения, пришлось громкоговоригель неоднократно переделывать, прежде чем он получил описываемое ниже оформление. И все-таки мы еще не можем считать работу завершенной; эта первая попытка не принесла полного успеха на все 100%. Сравнивая наш говоритель с заграничными фабричными моделями (полученными «для говорящего кино), мы должны констатировать, что разница есть и не в нашу пользу. Сделанный нами прибор менее чувствителен, работает не так чисто и требует большой мощности для своей работы.

Рис. 2.
Однако, пути для самостоятельной и вполне доступной, особенно в индустриальных радиокружках, имеющих членами опытных рабочих-металлистов, постройки динамических говорителей наметились вполне и, используя наш опыт первой постройки, товарищи-радиолюбители могут достигнуть лучших, чем мы, результатов. Проделанный нами опыт также показывает сферу применения электродинамических приборов. Говоритель, который нам описывается, малопригоден для индивидуального пользования, при наличии одного-двух каскадов низкой частоты на обычных лампах. Правда, он работает чисто, но значительно слабее электромагнитных приборов. Зато в условиях повышенной мощности (например, на выходе усилителей трансляционных узлов) он дает возможность обслуживать большую аудиторию без опасений перегрузить говоритель.

Рис. 3.

Конструкция прибора
Задавшись целью постройки этого прибора, мы взяли, как основу, описания в журналах "Wireless World" (август, сентябрь 1927 г.), "Wireless Constructor" (февраль 1928 г.). "Radio News" (1928 г, стр. 213, 438, 1123, 1246). Учитывая трудность питания в любительских условиях катушки мощного электромагнита, в нашей конструкции взяты постоянные магниты значительной мощности, которые нам удалось получить, разобрав два старые магнето, купленные в хламе на автомобильном складе.
Позднее, когда прибор уже был построен, в одном из заграничных журналов появилось описание любительского электродинамического прибора, по конструкции почти аналогичного нашему, в котором для создания постоянного магнитного поля применены 8 магнитов от мотора Форда (старой модели). Создаваемое этими магнитами поле более чем достаточно для работы прибора и, уменьшая это поле (снимая 4 из 8 магнитов), мы не замечали ослабления работы. Основываясь на данных журнала "Radio News" (1928 г., стр. 1248), мы должны иметь плотность магнитного потока около 10000 гауссов. Переходим теперь к описанию конструкции.

Постоянное поле

Рис. 4.
Как уже было упомянуто выше, постоянное поле создается 8 мощными магнитами М (рис. 1). Соединены магниты в одну общую систему двумя железными дисками А1 и А2, к которым привернуты магниты. Круг А1 — сплошной и к нему болтом В привернут средний стержень Б, Круг А2 имеет в центре точеное круглое отверстие, в которое входит расширенный конец стержня Б.
Размеры отверстия в диске А2 и размер точеного конца стержня Б согласованы (как указано на чертеже) так. что кольцевая щель между ними равна 3 мм. Здесь уместно упомянуть о том, что согласно данным журнала "Wireless World", ширина щели была сделана 4 мм, а затем уже уменьшена до 3 мм, что значительно улучшило работу громкоговорителя. При постройке следующего прибора необходимо начать с самой узкой щели (1,5...2 мм) и только в том случае, если невозможно будет установить подвижную катушку, расточить отверстие в диске А2 и уменьшить размер головки стержня Б (одновременно на одну и ту же весьма малую величину), при чем всю работу вести постепенно, избегая излишне, хотя бы на одну десятую миллиметра, расширить щель — подчеркиваем это весьма важное обстоятельство, от которого в первую очередь зависит работа прибора. Одновременно необходимо строго следить за тем, чтобы расточка отверстия диска А2 и головка стержня Б были строго цилиндрическими; изготовление их на токарном станке с соблюдением этого условия обязательно, в противном случае, принимая во внимание, что размер щели очень мал, невозможно будет правильно установить двигающуюся катушку. Это надо учесть в самом начале изготовления, т. к. исправления вызовут расширение щели, что, как мы уже говорили, повлечет за собой ухудшение работы громкоговорителя.
Эти части, т. е. диски А1 и А2, стержень Б, болт В и 8 магнитов, привернутых винтами, составляют в целом систему постоянного поля нашего электродинамического громкоговорителя. В изготовлении прибора они являются наиболее трудными, и от правильности их обработки, пригонки и сборки в значительной мере зависит успешный результат.
Еще раз остановимся на подробностях. Так как размер дисков зависит в первую очередь от размера магнитов, то ранее чем не будут подобраны 8 одинаковых вполне исправных магнатов, не следует приступать к изготовлению дисков. Как было упомянуто выше, магниты лучше всего взять от большого магнето старой системы, которые можно найти па складах неликвидных материалов автомобильных организаций. Эти магниты имеют в большинстве случаев отверстие на концах, так что установка их на место нетрудна. Заготовив магниты и измерив точно их размеры, необходимо сделать точный чертеж дисков и среднего стержня Б, Эти части придется выточить из железа на токарном станке, с соблюдением вышеуказанных условий. Гнезда для болта В и для винта Г в стержне Б необходимо делать, не снимая стержня со станка, чтобы они были строго в центре; это особенно касается гнезда для болта В. Болт В лучше иметь также точеный и нарезанный на станке, чтобы он плотно и без перекоса завинчивался в свое гнездо. Диски А1 и А2 сделанные из листового железа толщиной 12-15 мм, обтачиваются на токарном станке и не должны "конусить". В диске А2 как видно на чертеже, в центре протачивается углубление для конца стержня В, чтобы в дальнейшем было легче центрировать стержень в отверстие диска А2.

Рис. 5.
Гнезда для винтов, привинчивающих магниты, размечаются по натуре. От того, насколько аккуратно проделана эта работа, зависит центральное расположение стержня Б и, следовательно, возможность дальнейшей сборки громкоговорителя. Разметку, сверление и нарезку отверстий удобнее всего вести таким порядком: разметив, просверлив и нарезав отверстия в диске А1 по магнитам, привертывают магниты одноименными полюсами а одну сторону (полюсы определить легко компасом) и ставят стержень Б на место; тогда легко будет центрировать диск А2, так как он будет держаться на других полюсах силой притяжения. Чтобы облегчить установку кольцевой щели, хорошо заготовить медное кольцо по ее размеру (кусок трубки), заточив один край на конус; вставив это кольцо в щель, мы будем иметь гарантию, что конец стержня Б займет автоматически центральное положение и ширина щели будет всюду одинакова. Разметив места отверстий для винтов в диске А2 просверливаем и нарезаем резьбу, после чего собираем всю магнитную систему и одно целое и исправляем замеченные недостатки. Во время выполнения этой работы необходимо перенумеровать все магниты и наметить керном взаиморасположение дисков, чтобы в дальнейшем, разбирая и собирая прибор для пригонки частей, не перепутать места прикрепления отдельных магнитов и не переделывать всю работу заново. На этом заканчивается работа по изготовлению системы постоянного поля» можно приступить к изготовлению движущейся части.

Рис. 6.

Катушка и конус
Эти две детали соединены конструктивно в одну общую систему и не представляют ничего особо сложного в своем изготовлении. На Рис 4 дан чертеж, поясняющий изготовление каркаса движущейся катушки и соединенного с катушкой бумажного конуса. Материалом для изготовления служит чертежная бумага (ватман), как единственный достаточно плотный и легкий материал имеющийся у нас в продаже. При изготовлении катушки надо твердо помнить то, что она занимает рабочее положение в щели между полюсами, а потому необходимо точно подогнать размеры болванки (Рис.6), служащей для склейки каркаса и последующей намотки движущейся катушки.
Намотка катушки производится эмалированной проволокой 0,10...0,12 — ее укладывается около 500 витков. Для обмотки можно взять проволоку и другого сечения, обязательно с эмалевой изоляцией; от этого изменяются данные вторичной обмотки трансформатора, служащего для включения громкоговорителя. Намотку следует вести чрезвычайно аккуратно, виток к витку, прокладывая между рядами папиросную бумагу в один слон (иначе будет трудно укладывать ровно следующие ряды).

Рис. 7.

При намотке проволоку нужно по возможности натягивать, что даст катушке нужную твердость и обеспечит сохранение правильной круглой формы. Выводы надо сделать проводом 0,2 с шелковой изоляцией, при чем, если конец намотки придется на дальнем от зубчиков краю каркаса, то необходимо его перевести (подклеив шеллаком папиросную бумагу) к тому краю, где зубчики, чтобы катушка не имела выступов, могущих помешать ее движению в щели между полюсами. Когда катушка и конус готовы, их склеивают вместе так, чтобы зубчики к тушки были внутри конуса. Край конуса отгибается бортиком шириной 5 мм, как показано на рис. 4, для придания ему нужной твердости.
К этому бортику приклеивается кольцо из тонкой кожи (замши или кожи, идущей на корешки книг) шириной 20...25 мм. Концы проводов, выведенные от катушки, подклеиваются к наружной поверхности конуса при помощи бумаги.

Детали
Переходим к изготовлению частей, служащих для установки конуса и катушки. Для подвески конуса служат два кольца П (Рис. 1) Между ними зажимается приклеенная к бортику конуса кожа. Эти кольца в описываемом приборе изготовлены из листовой латуни 2 мм толщины, но с успехом могут быть изготовлены и из 5...6 миллиметровой фанеры. Внутренний диаметр колец должен быть таков чтобы свободная кольцевая полоска кожи между бортиком конуса и кольцом была равна 7...8 мм. Кольца свертываются между собой при помощи 12 винтиков. Закрепляются они на диске А2 при помощи латунных стоек или, планок, высота которых определяется высотой склеенного конуса. Дать размер заранее очень трудно, так как при установке конуса нужно стремиться к тому, чтобы обмотка катушки пришлась как раз между полюсами, что определяется легче всего по натуре.
Стойки должны быть плотные, чтобы избежать нежелательных вибраций и дребезжания, и одной высоты, чтобы не было перекоса. К стойкам прикрепляется одно из сделанных колец и на них же монтируются две клеммы для присоединения выводов от движущейся катушки и дальнейшего присоединения к схеме.

Центрирующее приспособление
Чтобы катушка во время работы сохраняла свое центральное положение в кольцевой щели между полюсами, в описываемом приборе применен следующий способ. Из куска фетра от шляпы) вырезан кружок Ф (Рис. 1), диаметр которого равен внутреннему диаметру катушки, так что он входит в нее совершенно плотно; отверстие в центре этого фетрового кружка больше, чем диаметр проходящего через него винта. Поверх кружка из фетра наложена шайба, вырезанная ив листа латуни (3 мм, диаметр которой на 8...10 мм менее внутреннего диаметра катушки. Вся эта система привертывается винном к головке центрального стержня Б. Такое устройство позволяет катушке перемещаться только по направлению оси центрального стержня, предохраняя от соприкосновения с полюсами, и сохраняет положение, данное катушке при сборке.

Окончательная сборка
Собрав систему постоянных магнитов, привертываем на место стоики и нижнее кольцо для закрепления конуса. Вкладываем в кольцевую щель катушку и свободно кладем конус на края кольца, накладываем второе кольцо и затягиваем между ними, кожу, натягивая ее (не сильно) наружу, между кольцами, следя однако, чтобы приблизительная установка в центре не сбивалась и не было перекоса.
Когда все винты плотно завернуты, приступаем к центрированию катушки. Эта операция, кажущаяся в начале очень трудной, на самом деле чрезвычайно проста при условии, что края щели совершенно концентричны, стенки щели имеют правильную цилиндрическую форму и катушка не имеет овала.

Рис. 8.
Приступая к установке, накладываем кольцо из фетра и вдвигаем его в выступающую; часть катушки, затем накладываем латунную шайбу и ввинчиваем винт от руки, не затягивая его. В этом положении, взявшись руками за конус, покачиваем его слегка в перпендикулярных друг другу направлениях и по ударам катушки о полюса очень легко определяем ее центральное положение, в котором она и закрепляется завинчиванием вплотную винта, проходящего черев фетровый кружок. Операцию регулировки лучше всего производить, положив прибор диском А2 вверх.
После этого присоединяем выводы от катушки к клеммам, и электродинамический громкоговоритель в основном готов. Весь прибор легко и просто закрепляется на доске, как видно на фотографиях (Рис. 5 и 8). Для улучшения тембра рекомендуем снабдить его спереди фанерной стенкой или поместить в ящик с круглым вырезом, соответствующим конусу.

Включение в схему
Так как сопротивление обмотки катушки нашего громкоговорителя невелико, то при непосредственном включении его в анодную цепь последней лампы мы не получим нужного эффекта, необходим поэтому переходный трансформатор, данные которого зависят как от оконечной лампы усилителя, так и от результирующего сопротивления обмотки катушки. Лучше сделать трансформатор с несколькими отводами от вторичной обмотки, чтобы иметь возможность изменять коэффициент трансформации и таким образом найти наилучшие условия работы громкоговорителя. Описываемый прибор работает лучше всего при трансформаторе с отношением обмоток 1:6.
http://itmages.ru/image/view/2199562/0c2d398f
http://itmages.ru/image/view/2199561/1e8c567c
http://itmages.ru/image/view/2199563/4dc935ab
http://itmages.ru/image/view/2199565/28ec11f8
http://itmages.ru/image/view/2199564/9d56e271
http://itmages.ru/image/view/2199566/6cca585c
http://itmages.ru/image/view/2199567/07ba4fc1
http://itmages.ru/image/view/2199569/ef12b553
http://itmages.ru/image/view/2199568/0a832fa9
http://storage2.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590369_9465536_0c2d398fb2.jpg http://storage2.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590369_8732218_1e8c567c71.jpg http://storage2.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590369_8655881_4dc935ab2f.jpg http://storage3.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590370_1512483_28ec11f819.jpg http://storage3.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590371_6227116_9d56e271ee.jpg http://storage3.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590371_7850339_6cca585cc1.jpg http://storage4.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590372_5355485_07ba4fc14c.jpg http://storage1.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590373_1892402_ef12b5536e.jpg http://storage1.static.itmages.ru/i/15/0118/s_1421590373_7458448_0a832fa953.jpg
kolbasNIC

19.1.2015

Да, плохо дело. Предыдущий пост был не простой. Это кроме всего прочего был тест. Текст содержит явную смысловую ошибку (скопированнную из журнала). И никто его не прошел, ошибку не заметил. Вывод: текст никому не интересен. Или не читают, или не не вчитываются. Видимо, я не в том месте копья ломаю.
kolbasNIC

19.1.2015

Вам нужно уметь преподносить материал.

Моя ошибка не в этом. Нет задачи увеличивать рейтинги и заставлять обывателя просматривать мои посты. Тогда на Ю-тубе надо было выступать. Я рассчитывал на природную любознательность. А с развитием интернета и упрощением получения поверхностных знаний, эта компонента человеческой природы стала в массах заметно деградировать. Я считал, что здесь собираются люди, у которых способность впитывать информацию еще не атрофировалась, если хотите лучшие представители нашего вида. Но обломался. Возможно тема далека для большинства участников форума. Возможно. Но все равно грустно.
kolbasNIC

24.1.2015

Наконец то. Свершилось. Цифровой усилитель заработал.
Я внял советам, т.к. все равно пришлось все переделывать несколько раз. Вот результат:

Для того, чтобы так развернуть ключи пришлось плату под ними слегка отредактировать.
Но этого оказалось мало. После установки модулей на место все равно постоянно срабатывала защита. Напаялся я по самые помидоры. Все перепаял по 4 раза. Оказалось схема одного из датчиков тока тоже йок. Пока отключил поганца. А проблему отсутствия ремонтного шлейфа решил выводом на удобную панельку всех нужных сигналов. Это видно на фото. К панельке подключены щупы от осциллографа:
.
Теперь прогон, ремонт датчика и сборка. Ящик усилителя тяжелый, зараза. Края штампованных железок острые. Срезают куски кожи запросто, когда хватаешься за них в попытках приподнять гроб.
Под ремонт усилителя накопал реостат 15 Ом/10 А. пригодится в качестве эквивалента нагрузки.

http://itmages.ru/image/view/2215519/1821f642
http://itmages.ru/image/view/2215512/5bae254d
http://storage3.static.itmages.ru/i/15/0123/s_1422035770_7589756_1821f64293.jpg http://storage4.static.itmages.ru/i/15/0123/s_1422035724_7358785_5bae254d18.jpg
kolbasNIC

25.1.2015

После продолжительной работы радиаторы модулей нагрелись не более чем до 40-45°С (на ощупь очень теплые) Площадь радиатора примерно 150 кв. см. Это означает, что каждый рассеивает не более 2,5 Вт. (это на средней громкости). Следовательно на высоких уровнях громкости перегрев может увеличиться, а так как они стоят друг над другом, то получается, что нижние греют верхний и верхний перегревается, что мы и наблюдаем в жизни; вышли из строя именно верхние. Их неплохо бы увеличить по площади. Запас места есть. При тех же размерах в плане, войдут радиаторы примерно вдвое большей площади. Где бы ещё такие найти.
Заменил транзистор датчика тока 2SA1163. Действительно он оказался совершенно тухлым (звонится, как сопротивление, во все стороны). После замены все заработало как надо.
kolbasNIC

3.3.2015

Прошло довольно много времени. С удовлетворением хочу заметить, что цифровой усилитель Sony TA-DA-9000ES работает как часы. Но речь не о нем. Я попробовал автомобильные головки:

Эффект, замеченный Батем, что чем больше диаметр диффузора, тем сильнее сужается диаграмма направленности с ростом частоты подтвердился на 100%. Стереопанорама заметно улучшилась. Но звук от этих головок все-таки немного картонный. Хрен с ней с панорамой. Есть другие способы её улучшения. Вернул старые итальянские головки. Гора с плеч свалилась. Опять стало приятно слушать музыку. Так что эксперимент с "break up" головками можно считать неудачным.
http://itmages.ru/image/view/2124150/cab80d01
http://storage6.static.itmages.ru/i/14/1217/s_1418850769_9754629_cab80d018c.jpg
slami

13.3.2015

Посетил выставку "Российский Hi-End 2014", прошедшую в Конгресс-центре МТУСИ. Очень приятное мероприятие.

Статью об этой выставке напечатали в журнале Радио 2015г. №3
kolbasNIC

9.4.2015

Привет всем. В мире цифрового звука намечается небольшая революция. Появились дешевые силовые GaN транзисторы. Я сделал вытяжку из интернета на эту тему.
Компания Efficient Power Conversion (EPC) представила образец референсного ШИМ усилителя низкой частоты в виде демонстрационной платы EPC9106. В усилителе используется схема с бестрансформаторным выходом, включающая четыре полумостовых выходных каскада, выходные сигналы которых меняются относительно земли, что позволяет легко наращивать и расширять конструкцию. Количество элементов, которые могли бы отрицательно сказаться на качестве звука, удалось уменьшить до минимума за счет использования полевых транзисторов eGaN. Их особенность в том, что на одном кристалле сформирована сразу пара транзисторов, образующая полумост, за счет чего в случае усилителя класса D обеспечивается очень высокая линейность усиления ШИМ сигнала. Такой подход не требует обратной связи, что положительно сказывается на качестве звука.

В усилителе используются выходные транзисторы EPC2016 собственного производства вместе с драйверами LM5113 (специально для GaN) производства Texas Instruments.
По словам производителя, высокий КПД усилителя позволяет плате EPC9106 обходится без радиаторов!!! Модуль выходного каскада усилителя мощности, включающий драйвер LM5113, транзисторы выходного каскада, дроссель, входной и выходной конденсаторы, показан на иллюстрации, а сам транзистор EPC2016 имеет размеры всего 2,1 x 1,6 мм (!).

При этом усилитель обеспечивает мощность 150 Вт на нагрузке 8 Ом, при КПД 96%. Уменьшение импеданса нагрузки до 4 Ом позволяет повысить мощность до 250 Вт, но КПД при этом снижается до 92%. На максимальной мощности коэффициент нелинейных искажений не превышает 0,03%, при мощности 50 Вт он снижается до 0,006%. Заявленная частотная характеристика - 20...20000 Гц (неравномерность 0,5 дБ, импеданс нагрузки 8 Ом).
Компании EPC удалось получить коммерчески доступные нормально закрытые полевые транзисторы eGaN. Их входная емкость в несколько раз меньше, а сопротивление канала в открытом состоянии примерно вдвое меньше кремниевых, что позволяет строить на них самые совершенные на настоящий момент электронные ключи. На фото транзистор EPC2001.

Сегодня доступно уже четвертое поколение таких приборов. На рисунке показана упрощенная структура транзисторов eGaN.

Для транзисторов eGaN разработаны корпуса Flip-Chip LGA специальной конструкции с минимизированными практически до теоретического предела сопротивлением и индуктивностью выводов.

Для сравнения на фото представлены транзистор eGaN в корпусе Flip-Chip LGA и стандартный для кремниевых транзисторов корпус D-PAK.


http://itmages.ru/image/view/2441599/273a5aae
http://itmages.ru/image/view/2441598/73c68077
http://itmages.ru/image/view/2441600/6fb20d3c
http://itmages.ru/image/view/2441603/e80e95b0
http://itmages.ru/image/view/2441604/84ccfa57
http://itmages.ru/image/view/2441602/493584bf
http://storage2.static.itmages.ru/i/15/0408/s_1428521143_5811595_273a5aae48.jpg http://storage1.static.itmages.ru/i/15/0408/s_1428521142_9945852_73c680770a.jpg http://storage3.static.itmages.ru/i/15/0408/s_1428521143_9915887_6fb20d3cbf.jpg http://storage4.static.itmages.ru/i/15/0408/s_1428521147_9181412_e80e95b0d0.jpg http://storage1.static.itmages.ru/i/15/0408/s_1428521150_5283024_84ccfa5739.jpg http://storage4.static.itmages.ru/i/15/0408/s_1428521147_4139554_493584bf50.jpg
Ответить
Страницы: 1... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15