Большинство существующих схем защиты не позволяют включить трехфазный электродвигатель если отсутствует одна из фаз, но если двигатель работает, то пропадание одной из фаз обычно срабатывание такой защиты не вызывает. Естественно, двигатель в неполнофазном режиме долго работать не может и очень быстро сгорает. Предлагаемая система защиты автоматически отключит электродвигатель при пропадании одной из фаз.
При нажатии на кнопку SB1 напряжение фазы L1 через диод VD1 и токоограничительный резистор R1 поступает на управляющий электрод тиристора VS1. Последний открывается и через диод VD3 подключает пускатель КМ1 к этой же фазе. Его обмотка рассчитана на напряжение 380 В, но благодаря большой постоянной составляющей, пускатель надежно срабатывает и от пониженного пульсирующего напряжения.
Поскольку контакты пускателя замкнулись (двигатель М1 запущен), тиристор остается открытым и при отпускании кнопки SB1 — напряжение на него начинает поступать через диод VD4. Чтобы он не закрылся по окончании периода фазы L1, в цепь анода введена цепочка VD5 VD6 R2. Благодаря ей ток через тиристор не прерывается и он остается открытым постоянно при наличии всех трех фаз. Как только пропадет одна из фаз, непрерывность анодного тока тиристора нарушается и он закрывается. Пускатель аварийно отключает электродвигатель. Остановить двигатель вручную можно нажатием на кнопку SB2.
По материалам «Радио» №1, 2006 г.
Статьи ►
Защитные TRANSIL-диоды (cупрессоры) фирмы SGS-Thomson