Портативное ретрорадио на пыльном чердачке

Долби процессор К2СС842

АвторСообщение
mretro

6.8.2009

Раскапывая залежи вырезок и прочего бумажного скарба, наткнулся на вырезку из немецкого журнала "Radio, Fernsehen, Elektronik" c заметкой об этой микросхеме. Скан заметки здесь:

http://narod.ru/disk/11679214000/K2CC842.rar.html (4,63Мб).

Заметка на немецком языке, естественно.
В какой-то теме уже вскользь упоминалась эта микросхема, поэтому решил выложить скан заметки для общего обозрения. Вдруг кому-либо будет интересен тот факт, что у нас существовали свои Долби-процессоры даже в те далекие времена.
http://narod.ru/disk/11679214000/K2CC842.rar.html
kolbasNIC

6.8.2009

Всем привет.
Не было у нас никаких Долби процессоров. Это заблуждение много лет муссируется в интернете во многом благодаря этой самой статье в RFT. Эта статья основана на советской статье на эту же тему: самодельный Долби на 284СС2, по-моему из журнала Радио. Наш умелец, кстати безусловно талантливый человек, просто использовал подходящую микросхему для создания Долби подобного компандера. Эта микросхема 284СС2 предназначена для создания "схем селекции и сравнения" - даже по этим словам понятно, что это совсем не для Долби, а для ракет. Я когда-то собирал это самое Долби именно по этой схеме для своего самодельного кассетника. Купил микросхемы аж по 3 рубля, огромные это были деньги. Электрически оно даже работало. Но вот на слух никакого компандирования заметно не было. Пол года убил на это. Надо сказать, что и фирменные Долби шумоподавители в то время тоже давали едва заметный на слух эффект и только на качественном сигнале. А где его взять было в те годы. Хотя судя по осциллографу это псевдо Долби что-то делало. Сегодня я думаю, что схема была вполне работоспособная, просто я в те годы был слишком туп, чтобы это заметить.
Slowolitus

6.8.2009

Ну а немцы как указано в статье позаимствовали описание этой микросхемы из венгерского журнала "Radiotechnika 31 (1981)3 C.99,100".
Вот бы отыскать ту статью на венгерском !
mretro

6.8.2009

Не было у нас никаких Долби процессоров.

Ни в коей мере не оспариваю это мнение. В заглавие темы вынесен просто-напросто заголовок статьи.
Ну а немцы как указано в статье позаимствовали описание этой микросхемы из венгерского журнала "Radiotechnika 31 (1981)3 C.99,100".
Вот бы отыскать ту статью на венгерском !

А что говорит Гугл по этому поводу?
Клапауций

7.8.2009

Внутри этой штуковины если память не изменяет ...

Не изменяет
http://radikal.ru/F/s59.radikal.ru/i163/0908/22/a57e67452ef1.gif.html
http://s59.radikal.ru/i163/0908/22/a57e67452ef1t.jpg
Холмс

7.7.2019

Ух, ты! и как я пропустил эту тему, просто непозволительно!
Меня-ж можно в корейцы записывать по количеству съеденых собак в этой теме.
Занимался я плотно музыкальными делами в уже далёкие 90-е и ранее,
самостоятельно разрабатывал компандерные системы для студийной работы, работали с магнитофонами СОЮЗ-111. Также системы понижения шума источников сигнала, микшерных пультов и ревербераторов. Это очень непростая задача, необходимо было качественно "обрабатывать" сигнал, чтобы незаметной была шумовая модуляция, а это в свою очередь требовало правильно выбрать время установления и восстановления системы шумопонижения. В конце концов это время стало динамическим в зависимости от исполняемых музыкальных пассажей. Кроме того, требовалось решить противоречивую задачу - кручение фазы по всему диапазону частот, в зависимости от управления, иначе появлялись фазовые и динамические искажения, портящие звук.
Вершиной стало изготовление отдельного блока - шум процессора, наворочено там было и динамических фильтров и экспандеров со спектральной обработкой по разным каналам.
В общем результат был таков, в студии, когда велась работа, как обычно присутствуют шумы источников сигнала, микшера, приставок и прочего оборудования, после включения процессора - полная гробовая тишина, коллеги музыканты приходя в студию изумлялись, когда щипок струны гитары "выходил" из этой тишины. В общем отношение сигнал шум мне удавалось достичь до 70дБ, что считаю было очень неплохим результатом.

Применял я в то время компандерные системы с использованием оптронов АОР124 - хорошая штука, микросхему К157ХП3 но в авторском включении с применением внешних ОУ и каналов управления иначе она не "звучит", ибо дерьмо полное в типовом включении, всё проверялось прибором С6-11. И даже применял довольно редкую для того времени, но вполне доставаемую LM1894, где то до сих пор несколько штук лежит.

Так вот, слышал я про "Долби процессор" на К284СС2, но схемы так никогда увидеть не довелось, любопытно было бы посмотреть на схему, по ней можно будет сразу сказать насколько удачно автор решил задачу. Микросхема конечно же для других нужд, однако нетиповое применение это моя излюбленная тактика при разработке схем, в ряде случаев дающая неожиданно хорошие результаты даже по сравнению со специализированными микросхемами.

Что касается
kolbasNIC
Не было у нас никаких Долби процессоров
, то это совершенно неверное утверждение.
Была у нас такая микросхема, только никто не афишировал, что она выполняет все требования компандера "Долби"
и называлась она К174ХА3 и была страшно дефицитной.
С ней мне работать не приходилось, однако даже беглое сравнение структурной схемы с NE545, NE645 и NE646 покажет близкое сходство по внутренним узлам.



Цитата с другого форума:..."Специально поднял номер "Радиохобби" 1999, №1. В нём статья за авторством Н. Сухова под названием "Dolby B, Dolby C, Dolby S, ... dbx?". И на странице 41 читаем, что " NE545 была воспроизведена министерством электронной промышленности СССР под маркой К174ХА3". Про пиратскую копию действительно ничего нет. Оказывается, про "цельнотянутость" говорил другой гуру - Алексей Никитин - на Вегалабе в теме об "идеальном" компандере ШП"...

Уважаемые коллеги, может у кого осталась эта схема на К284СС2, выложите пожалуйста, очень интересно глянуть на схемное решение.
Ссылка уважаемого mretro уже нерабочая, давно это было.
http://vfl.ru/fotos/a8bfdce027133950.html
http://vfl.ru/fotos/b9abe86f27133995.html
http://vfl.ru/fotos/3e0474c927134097.html
http://images.vfl.ru/ii/1562520140/a8bfdce0/27133950_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1562520339/b9abe86f/27133995_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1562521125/3e0474c9/27134097_m.jpg
slami

7.7.2019

Уважаемые коллеги, может у кого осталась эта схема на К284СС2, выложите пожалуйста, очень интересно глянуть на схемное решение.

Радио 1978 №3 с37, схема и описание
Холмс

8.7.2019

Уважаемые коллеги, может у кого осталась эта схема на К284СС2, выложите пожалуйста, очень интересно глянуть на схемное решение.

Радио 1978 №3 с37, схема и описание

slami Большое Вам спасибо!
Разрисовал схему так, чтобы было видно внутренние схемы усилителей микросхемы. Что можно сказать, всё по классике, схема действительно оригинальна, это как раз тот случай, когда микросхема счастливо подошла для нестандартного для неё применения. Автору повезло, что она содержит четыре независимых каскада усиления и таким образом ему удалось создать отдельные каналы обработки, что и необходимо для реализации Долби-В. Снимаю шляпу .

Ежели будут желающие подробно разобраться с работой компандера Долби-В, то рекомендую книгу, которая у меня одна из настольных, очень хорошее издание: Пауль Шкритек "Справочное руководство по звуковой схемотехнике, издательство "Мир" 1991 год. По данному компандеру Долби, смотреть стр.257.

Пауль Шкритек "Справочное руководство по звуковой схемотехнике

Пауль Шкритек "Справочное руководство по звуковой схемотехнике
http://rgho.st/7sTD7dR5f
https://my-files.ru/a7iqir
Холмс

8.7.2019


К284СС2 мне больше запомнилась по схеме эквалайзера из любительской литературы. Тоже оригинальное решение.
http://vfl.ru/fotos/316d2a6027134234.html
http://images.vfl.ru/ii/1562522085/316d2a60/27134234_m.jpg